16.12.2011 12:23
    Поделиться

    Директор "Ленфильма": Доход от продажи авторских прав спас бы студию

    Кинематографисты хотят принимать участие в судьбе "Ленфильма"

    Пока судьба старейшей кинофабрики страны решается на самом высоком уровне, ее сотрудники вспомнили о том, что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих".

    В начале этой недели на "Ленфильме" прошло заседание Общественного совета киностудии.

    Права на права

    Разговоры о реформировании "Ленфильма" ведутся с начала 2000-х годов. В 2004 году киностудия была превращена в открытое акционерное общество, где долю государства составило недвижимое имущество кинофабрики, затем пошли слухи о ее полной приватизации. В этом году культурную и кинематографическую общественность всколыхнула информация о том, что "Ленфильм" объединят с Russian World Studios и лишат возможности делать "большое кино".

    Говорить о том, что "Ленфильм" находится при смерти, нуждается в немедленной реанимации и переливании свежей крови, слава богу, не приходится. Тем более если это будет чисто коммерческое вливание. Основная претензия киношников к RWS заключается, кстати, вовсе не в том, что на знаменитых площадках будут снимать низкопробные сериалы и бизнес-проекты.

    - Мы ни разу не слышали конкретных планов развития "Ленфильма", - поясняет член Общественного совета киностудии кинорежиссер Константин Лопушанский. - То есть они готовы получить наши площади в центре города, но взамен ничего не предлагают.

    Между тем путей развития старейшей киностудии страны намечено уже не один и не два. К примеру, ОАО "Ленфильм" может быть деприватизировано и превращено в государственно-унитарное предприятие. В таком качестве сейчас существует "Мосфильм", и как бюджетное учреждение не испытывает никаких проблем с финансированием. Правда, эта форма лишает киностудию самостоятельности и порождает большое количество бюрократии.

    Еще одной "московской фишкой" можно считать и тот факт, что коллекция "Мосфильма" принадлежит самому "Мосфильму", а вот коллекция ленинградской кинофабрики - ФГУП "Фильмофонд киностудии "Ленфильм". Вместе с тем, по мнению директора киностудии Владимира Шайдакова, если бы "Ленфильм" мог получать хотя бы часть средств от продажи авторских прав, то для него давно наступил бы золотой век. "Полосатый рейс", "Человека-амфибию", "Свадьбу в Малиновке" хотя бы раз в год показывает каждый из российских телеканалов. А ведь есть еще и "Золушка" (недавно раскрашенная, кстати, и показанная на новый лад) и "Синяя птица", и "Особенности национальной охоты", и многие другие...

    Власти Петербурга также не раз заявляли о том, что готовы принять "Ленфильм" под свое крыло. Из бюджета Северной столицы даже ведется частичное финансирование деятельности киностудии, направленное "на развитие и поддержку лучших традиций петербургского кинематографа". В частности, сейчас здесь снимается полнометражный детский фильм "Моя бабушка - ведьма". Такого на киностудии не было уже давно. Вот только выделенных 30 миллионов рублей на весь цикл производства картины не хватит. Средства придется изыскивать самостоятельно, тем не менее фильм планируется представить зрителям уже в середине будущего года.

    Спасение утопающих

    Вообще сейчас на "Ленфильме" загружены пять из шести площадок для киносъемки, ведется озвучание сериалов, активно используются мощности реквизиторов и декораторов. Этого хватает, чтобы платить зарплату сотрудникам, обеспечивать коммунальные расходы. Затраты на капитальный ремонт зданий, к счастью, несет Росимущество. Новые вложения, разумеется, необходимы в первую очередь для технического переоснащения. Но "Ленфильм" готов развиваться не только как современная техническая площадка, но и как новый культурный центр Петербурга.

    Недавно здесь была открыта выставка "Как делается кино". В павильоне на Каменноостровском проспекте, где когда-то снимали "Золушку", сейчас можно увидеть огромные камеры и прожекторы прошлых лет, громоздкие монтажные столы, через которые прошли тысячи километров кинопленки, костюмы и реквизит знаменитых фильмов, а также многочисленные награды "Ленфильма". Выставка оказалась настолько востребованной и успешной, что в скором времени превратится в отдельный музей.

    - Мы показываем здесь буквально тысячную часть наших богатств, - рассказывает Шайдаков. - Экспозиция будущего музея начнется уже в вестибюле, украсит лестницу и займет фойе бывшего конференц-зала.

    Он, в свою очередь, превратиться в кинозал "Ленфильм", который соединит в себе функции не только просмотрового зала, но и киноклуба. Такие изменения сегодняшнему "Ленфильму" вполне по силам. Помешать сможет только решение судьбы имущественного комплекса на Каменноостровском проспекте не в пользу кино. Предполагалось, например, что самая большая производственная киноплощадка на Северо-Западе в случае слияния с RWS может быть реконструирована под бизнес-центр.

    Совет - не любовь

    К единому сценарию участники обсуждения судьбы старейшей киностудии страны пока так и не пришли. Премьер-министр России Владимир Путин, который обещал взять вопрос под личный контроль, отметил, что ни один из обсуждаемых вариантов не является полностью удовлетворительным. Однако "подвешенное состояние" петербургских кинематографистов уже грозит перейти в истерику. На днях кинорежиссер Алексей Герман-младший опубликовал открытое письмо к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко. В вину градоначальнику он поставил назначение на пост председателя комитета по культуре режиссера Дмитрия Месхиева, который уходит в чиновники с поста главного продюсера кинокомпании "Всемирные Русские Студии". В самой RWS, впрочем, на лобби Месхиева не очень рассчитывают.

    - Культура Санкт-Петербурга - более широкое понятие, чем один только "Ленфильм", - считает генеральный директор RWS Юрий Сапронов. - Я не думаю, что это взаимосвязанные вещи.

    Кадровые изменения происходят и в самом "Ленфильме". В октябре совет директоров киностудии вместо представителя Росимущества возглавил основатель сетей кинотеатров Эдуард Пичугин. Вариант развития событий он обещал проработать примерно за полгода. Затем в состав совета вошел вице-губернатор Василий Кичеджи, который отметил, что "позиция города состоит в том, чтобы найти верное решение, позволяющее сохранить традиции кинопроизводства в Петербурге". Однако ни одного представителя собственно кинематографического сообщества в совете так и нет. Общественный совет намерен исправить ситуацию, на позиции новых директоров согласованы кандидатуры кинорежиссеров Александра Сокурова и Алексея Германа-младшего, продюсера Андрея Сигле. Однако как именно их можно ввести в руководящий состав, пока никто толком не понимает. Режиссер Константин Лопушанский предположил, что будут направлены письма в министерство культуры, в сам совет директоров и в правительство Санкт-Петербурга. По правилам, кстати, советы директоров акционерных обществ с государственным участием формирует Росимущество, и получается, что о роли в судьбе своего "второго дома" кинематографисты могут только просить.

    Поделиться