В мировой практике медиация давно признана и широко применяется, а вот у нас она явление новое. Суть ее - в урегулировании споров с участием третьего нейтрального, не заинтересованного в данном конфликте лица: медиатора. Процедура не имеет характера тяжбы: медиатор - не арбитр, он не определяет, кто прав, а кто виноват; не принимает решения по спору. Стороны во внесудебном порядке на добровольной основе стремятся с помощью посредника найти приемлемое для всех разрешение спора. Обязательное условие - добровольность участия в медиации, конфиденциальность, отказ на это время от обращения к судебным, административным способам разрешения конфликта. Есть важная особенность: полученные в ходе примирительной процедуры перечисленные в законе сведения, например, информация о предложении стороны примириться, мнения или предложения, высказанные одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора; признания, сделанные в ходе медиации, по общему правилу, в суде использовать нельзя.
Закон о медиации вступил в силу в России с 1 января 2011 года. Закон о третейских судах и закон о международном коммерческом арбитраже - значительно раньше. Эти понятия до сих пор путают даже профессиональные юристы. Да, и первое, и второе означает альтернативный государственному суду способ разрешения или урегулирования споров. Но негосударственный третейский суд - это все равно суд. И в нем, как и в государственном, принимается решение по конкретному спору в пользу одной из сторон. При медиации же суда как такового нет по определению. В процессе медиации медиатор, то есть посредник, помогает сторонам урегулировать их конфликт с пользой для всех сторон. Стороны, урегулировав конфликт, очень часто сохраняют партнерские отношения. В случае же судебной процедуры спор разрешается третьим лицом, то есть судьей, в пользу одной из сторон, причем почти обязательно вторая сторона будет чувствовать себя обиженной. Какие после этого могут быть партнерские отношения?
Идея медиации родилась у нас не "в массах", не развивалась долгим естественным путем. Еще до выхода закона о медиации в среде государственных арбитражных судей появились пионеры, осознавшие, что урегулирование споров с помощью посредников - очень перспективное дело. Поэтому при принятии Арбитражного процессуального кодекса в 2002 году была сделана попытка целую главу посвятить примирительной процедуре в арбитражном суде. C главой не получилось, но две статьи, в которых говорилось о возможности примирения в суде, были закреплены в кодексе.
Это дало возможность не только арбитражным судам, но и иным структурам, в том числе и ТПП РФ, заявить о готовности использовать процедуру медиации. Эта процедура - гражданско-правовая, нет ее прямого запрета. И в 2006 году при ТПП РФ была создана Коллегия посредников по проведению примирительных процедур, которая в меру возможностей практически применяла медиацию и продвигала саму эту идею "в массы". Теперь мы имеем закон, процедура получила официальный статус. Четко определено, что такое медиация, какие соглашения нужны, чтобы процедуру медиации пройти, какие профессиональные требования предъявляются к медиатору, наконец, кто вправе заниматься таким посредничеством.
Закон делит посредников на две группы: действующих на профессиональной и непрофессиональной основах. Но профессиональный медиатор или нет, состоит в организации или действует самостоятельно, он всегда при разбирательстве выступает как конкретное физическое лицо. Чем большим авторитетом пользуется человек, тем больше ему доверяют. При этом, на мой взгляд, ему лучше действовать в составе организации, которая профессионально подходит к проблемам медиации, организует процедуру, рекламирует и продвигает медиатора. Тут следует учитывать еще такой важный момент: на медиаторов распространяется авторитет организации. Кстати, если медиатор действует не на профессиональной основе, он все равно может состоять в коллегии. Разница между ним и тем, кто занимается этим делом профессионально, одна: если спор возник в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде и суд обращается к коллегии, то проблемой может заняться только медиатор, действующий профессионально.
Поскольку медиация в России во многом развивается волевым путем, было бы правильным, если бы государственные органы, разрешающие споры, а это прежде всего суды, наконец поняли роль, место и значение медиации как способа урегулирования споров. В ВАС этой проблемой занимаются давно, почти готов законопроект о внесении изменений в АПК в части введения судебной медиации. Судебная медиация упрощенно означает следующее: стороны обратились в Государственный арбитражный суд; если, по мнению судьи, есть перспектива урегулирования спора с помощью медиатора, имеет смысл отложить дело и передать его медиатору. Если медиация проходит успешно, то по результатам в суде утверждается мировое соглашение сторон. Все. Спор закончен.
Пока у представителей судейского корпуса идет процесс осознания факта, что медиаторы - это реальные партнеры в арбитражном судопроизводстве. Зато суд уже всерьез задался вопросом, не может ли медиация снизить нагрузку на судей, ведь она у них запредельная.
Есть у медиации и характерные проблемы. Сегодня появляется слишком много случайных людей, желающих попробовать поработать на непрофессиональной основе. Понятно, рынок рано или поздно придет в равновесие, не подходящие люди силой обстоятельств будут вытеснены за его пределы, но пока что шума при минимальном опыте и обычно единичных случаях проведенных медиаций намного больше, чем дела.
Если стороны хотят, чтобы медиация была проведена соответствующим образом, в соответствии с законом, с соблюдением соответствующего регламента, то следует обращаться в коллегии посредников, например. Сама процедура создания и функционирования коллегий исключает случайных людей при урегулировании споров.