Энергетика России в значительно большей степени, чем энергетика других стран, наделена родовыми особенностями, которые обусловили специфику энергетической политики государства и ее научно-техни ческой компоненты.
Главная особенность - высокая обеспеченность сравнительно дешевыми энергоресурсами. Россия располагает более чем 15 процентами мировых разведанных запасов топлива при менее чем 3 процентах населения и 6 процентах энергопотребления планеты. Это объективно предопределяет большую экспортную составляющую отрасли.
Добавим к этому то обстоятельство, что Россия является самой холодной (две трети территории - вечная мерзлота) и протяженной (9 часовых поясов) страной с очень низкой плотностью населения и энергетической инфраструктуры - соответственно в четыре и семь раз меньшими, чем в США. Отчасти и по этим причинам энергетическая эффективность российской экономики в пять раз хуже, а нагрузка энергетики на экономику в четыре раза превышает среднемировую: капитальные вложения в нашу энергетику достигают 5 процентов от ВВП при 1,5 процента по миру в целом.
Важно, что Россия относительно нейтральна к потеплению климата, а возможно, и выигрывает от него, а потому озабоченность этой темой у нас объективно меньше.
В наследство от СССР Россия получила мощный (второй в мире по производству) топливно-энергетический комплекс (ТЭК), переживший тяжелый спад вместе со всей экономикой страны. В последние годы основные его отрасли почти восстановились до предреформенного уровня, но мировой кризис принес новые потери.
При остром недостатке инвестиций ТЭК России тем не менее в течение 15 лет дотировал перестраивающуюся экономику страны, что породило кризисные явления в его важных секторах. Так, в электроэнергетике десятикратно сократился ввод новых мощностей, а износ оборудования достиг угрожающих размеров. Половина электрических мощностей и до 60 процентов теплосетей страны выработали свой парковый ресурс и нуждаются в замене, а 10-20 процентов из них находятся в аварийном состоянии. Доля наиболее совершенных парогазовых установок у нас удручающе мала - всего 1,5 процента. Потери в тепловых сетях доходят почти до трети, а в электрических достигают 15 процентов при среднеевропейском уровне не более пяти. Для замены выбывающих мощностей нужно ежегодно вводить 7-8 гигаватт новых мощностей, тогда как фактический ввод составляет около одного.
На преодоление этих недостатков направлена действующая Энергетическая стратегия России на период до 2020 года - так называемая ЭС-20 и начатая в 2007 году работа по ее уточнению и пролонгации до 2030 года (ЭС-30). Мировой экономический кризис внес существенные коррективы в перспективы не только мира, но и России, отсрочив на 5-7 лет достижение намечавшихся уровней развития экономики и энергетики страны. Но при уменьшении ожиданий роста ВВП страны к 2030 году уточненные прогнозы в период до 2020-го остаются в диапазонах значений ЭС-20.
Названные выше особенности энергетики России существенно отличают приоритеты ее инновационного развития от выработанных Международным энергетическим агентством. Высшим приоритетом для нас является энергоэффективность как в организационно-управленческом, так и в технологическом аспектах. Очень важны для России также инновации в дальнем транспорте энергии и распределенной (децентрализованной) энергетике, в глубокой переработке топлива (особенно углеводородов) и в теплоэнергетике.
Однако способы и технологии реализации этих приоритетов серьезно сдерживаются в России острой нехваткой инвестиций. Поэтому при относительно дешевом топливе и энергии в России более рационально использовать умеренно капиталоемкие технологии даже с несколько худшими к.п.д. по сравнению с к.п.д. высших достижений стран с дорогой энергией.
Кроме того, технологическая политика России должна ориентироваться на умеренную стоимость мер по сдерживанию эмиссии парниковых газов.
С учетом сказанного уточненные сценарии развития ТЭК России исходят из восстановления, начиная с 2014-2015 годов, достаточно высоких темпов развития экономики (с увеличением ВВП к 2030 году, по сравнению с ВВП в 2005-м, в 2,9-3,1 раза).
Но кризис не просто замедлил, но и на 2-3 года повернул вспять снижение энергоемкости ВВП (в 2000-2008 годах энергоемкость уменьшилась на одну треть), вернув ее последующую динамику в середину диапазона прогнозов ЭС-20. Таким образом, экономика будет предъявлять повышенный спрос на энергоресурсы, потребление которых к 2030 году увеличится относительно 2005-го на 35-45 процентов.
При этом существенно замедлится перестройка структуры внутреннего спроса - переход от газа к другим энергоресурсам, поскольку газ по-прежнему будет оставаться самым дешевым топливом. Доля природного газа в энергопотреблении страны может уменьшиться до 48-49 процентов лишь к 2030 году.
Основным потребителем энергоресурсов в стране (41-42 процента) по-прежнему будут электростанции, выработка которых увеличится относительно 2005 года на 34-42 процента к 2020-му и в 1,7-1,9 раза к 2030-му при повышении общей доли ГЭС, АЭС и возобновляемых источников до 33-36 процентов и уменьшении доли газа в расходе топлива с 67,9 в 2005-м до 64-65 процентов в 2030 году.
За четверть века (2005-2030) производство энергоресурсов в стране увеличится на 25-30 процентов при существенном замещении нефти (от 38,5 до 33-33,5) атомной энергией (возрастание от 2,8 до 3,5-4,2 процента), возобновляемыми ресурсами (от 1,2 до 1,7-2,4) и углем (от 11,7 до 13). Добыча нефти возрастет до 500-535 миллионов тонн к 2030 году преимущественно за счет Восточной Сибири и Дальнего Востока. Но основной прирост производства энергоресурсов обеспечит добыча природного газа (до 855-885 миллиардов кубометров в 2030 году) - главным образом, на Ямале и Штокмановском месторождении, а также в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Предусматривается также опережающий рост добычи угля - до 420-425 миллионов тонн к 2030 году - в основном, в Кузнецком и Канско-Ачинском бассейнах.
Уже через десять лет это позволит увеличить экспорт топлива (относительно сниженного в кризис уровня 2010 года) на 16-17 процентов с последующей стабилизацией или даже снижением. При этом будет происходить замещение нефтяного экспорта (с 61,5 до 49-50 процентов) экспортом природного газа по трубопроводам (рост от 34 до 37-39,5 процента) и в сжиженном виде (до 3-4 процентов).
Такое развитие российской энергетики позволит вплоть до 2030 года сохранить уровень выброса парниковых газов ниже уровня 90-х годов прошлого столетия. При этом капиталовложения в развитие энергетики составят в целом за период 3,5-3,7 процента от ВВП страны, постепенно снижаясь с нынешних 4-5 до трех процентов в 2026-2030 годах. Таким образом, главные социально-экономические параметры энергетики могут заметно улучшиться по сравнению с аналогичными параметрами в докризисных прогнозах.
Для получения указанных результатов наша энергетическая наука должна конкретизировать с учетом мировых тенденций российские приоритеты НТП и создать технологии с параметрами, отвечающими российским условиям. Важно также закрепить документами Энергетической стратегии состав, параметры, сроки и масштаб применения приоритетных энергетических технологий с необходимым их финансированием.
Об авторах
Макаров Алексей Александрович - академик РАН, член бюро Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления, директор Института энергетических исследований РАН, председатель Научного совета по комплексным проблемам энергетики. Принимал непосредственное участие в разработке Энергетической стратегии РФ и концептуальных положений устойчивого развития электроэнергетики и газовой отрасли страны.
Фортов Владимир Евгеньевич - академик-секретарь Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН, директор Объединенного Института высоких температур Российской академии наук. Ранее возглавлял Российский фонд фундаментальных исследований, работал в должности председателя Госкомитета РФ по науке и технической политике, министром науки и технологий Российской Федерации.