В 2012 году Пермский центр развития дизайна подготовит брендбуки для пяти территорий Пермского края. Разработка дизайнерских концепций, в основе которых представление о новых видах сувенирной продукции, будет проходить в рамках проекта "Пермский сувенир", который начался в прошлом году.
Его результатом стали три брендбука, которые уже презентованы предпринимателям Кишертского и Кунгурского районов, а также Коми-Пермяцкого округа. По мнению экспертов, новый проект может завершиться лишь красивыми эскизами, ведь ранее разработанная сувенирная продукция в широкую продажу так и не поступила.
По словам главы регионального минторга Константина Пьянкова, результаты нового этапа проекта "Пермский сувенир" можно будет увидеть уже в первом квартале 2012 года. Предприниматели пяти территорий края (Соликамска, Кына, Чердыни, Суксуна и Чайковского) смогут получить от минторга прототипы сувениров для их производства и реализации, а сами территории - дизайн оформления различных объектов для повышения туристической привлекательности. Производиться брендбуки будут за счет краевого бюджета, а стоимость каждого из них составит 250 тысяч рублей (в совокупности - 1,25 миллиона рублей). Причем, как ранее отмечали представители краевого минторга, одно из важных требований к разрабатываемой сувенирной продукции - это возможность простого тиражирования и адекватная стоимость производства. То есть задача, которую ставил регион перед разработчиками брендбуков, состояла не только в создании интересного дизайна, но и конкурентоспособного, покупаемого продукта.
- Мы учли некоторые особенности внедрения наших разработок в предпринимательскую среду, - отметил директор ПЦРД Эркен Кагаров. - Поэтому в дальнейшем мы будем выпускать не только сами брендбуки и опытные образцы представленной в них сувенирной продукции, но и технологические карты - документ, который будет подробно объяснять все особенности производства креативных изделий.
Возвращаясь к уже реализованной части проекта стоимостью 750 тысяч рублей, отметим, что пока в трех "обрендированных" территориях края не нашлось ни одного предпринимателя, который заинтересовался бы производством сувенирной продукции нового образца. При этом районные власти сейчас ведут активные переговоры с продавцами сувениров, которые могли бы взять на реализацию продукцию, разработанную пермскими дизайнерами, а также используют предложенные образы для оформления различных этнографических мероприятий. Наиболее активный в этом плане - Кишертский район, известный уфологам всей страны аномальной зоной недалеко от села Молебка.
- Мы уже использовали идеи, заложенные в брендбуке, для оформления фестиваля "Молебский м-ский треугольник", - пояснил начальник отдела по развитию предпринимательства, торговли и туризма администрации Кишертского района Виктор Медведев. - Пока сувениры по тематике "Молебка - станция НЛО" не пошли в широкую продажу, но у нас сегодня есть договоренности с одним из кишертских предпринимателей о реализации первой партии креативной продукции. Кроме того, мы задумываемся о том, чтобы размещать инопланетную символику на продуктах питания, которые выпускают местные производители. Например, "Паштет из инопланетянина"...
Светлана Шемелина, предпринимательница, изъявившая желание торговать сувенирами нового образца, пояснила, что товар ей предлагают взять под реализацию. В частности, разговор с местными властями шел о магнитах, термокружках и ветровках. Светлана уверена, что новый товар будет пользоваться спросом и готова в связи с этим взять на работу еще одного продавца. Правда, о том, как выглядят сувениры с инопланетной символикой и кто их производит, предпринимательница еще не знает.
- Мы довели информацию о брендбуке "Кунгур - чайная столица" до сведения предпринимателей нашего города, но пока не получили от них ответа, - пояснила начальник управления экономического развития администрации города Кунгур Елена Глазкова. - На мой взгляд, в разработанной концепции не хватает оригинальности. То есть в ней не представлено ничего такого, на что можно было бы "ахнуть" и купить. Вызывает сомнение и спрос на наиболее дорогие виды сувенирной продукции, к примеру, чайные ложки из серебра, поскольку это многим не по карману. В то же время брендбук предполагает достаточно широкий перечень сувенирной продукции в разных ценовых категориях. Безусловно, некоторые вещи из этого списка будут пользоваться спросом.
Об отсутствии предпринимательского интереса к брендбуку в городе Кудымкар говорит и президент пермской региональной общественной организации "Роза ветров" Светлана Кольчурина. По ее словам, у потенциальных производителей сувениров после презентации появилось несколько вопросов о соблюдении авторских прав, однако ответа на них они не получили и более за разъяснениями не обращались. Разработки пермских дизайнеров пока что были использованы только для оформления этнокультурного коми-пермяцкого фестиваля. Сегодня идут переговоры с администрацией Кудымкара о выпуске небольшой партии сувениров на бюджетные деньги. Однако муниципалитет уже сослался на скудность местного бюджета и обещает рассмотреть этот вопрос снова только в будущем году.
Директор одного из пермских рекламных агентств Антон Толмачев считает, что вторая часть проекта "Пермский сувенир", которая предусматривает брендирование пяти пермских территорий, может закончиться также, как и первая, - красивыми эскизами. По его мнению, дизайнерские идеи, заложенные в уже готовых брендбуках, достаточно интересны, однако идеологи проекта не учитывают особенности местного рынка туризма, который пока находится в зачаточном состоянии и не в состоянии обеспечить устойчивый спрос на пермские сувениры.
Кстати
Власти Пермского края планируют превратить регион в Мекку для туристов. К 2020 году туристический трафик должен увеличиться до 2,5 миллионов человек в год (с 600 тысяч в год сейчас). Это в десять раз увеличит доходы от туризма.