О жизни великого писателя Александра Солженицына во Владимирской области (сюда он приехал из казахстанской ссылки в 1956 году, преподавал в мезиновской школе математику и физику) написано немало. Да и сам писатель отразил этот период жизни в рассказе "Матренин двор".
Память о писателе в этих местах жива. Однако, как убедился корреспондент "РГ", поддерживают ее в основном простые люди, общественники - но не власти, у которых, что называется, до этого руки не доходят.
Официально музей в кабинете № 14 мезиновской средней школы открыли уже после визита сюда писателя, в 2003 году.
- Начали мы в августе 1994 года, когда сообщили, что приезжает Солженицын, - рассказывает директор музея Екатерина Колесникова. - На стендах расположили материалы и фотографии по периодам его жизни. Начали с Ростова и закончили 1994 годом. Нас ругали: зачем лагерь, шарашка, Казахстан! А Александр Исаевич посмотрел и сказал: "Вы молодцы, в моей жизни все это было!"
В этом кабинете 1 сентября 1994 года Солженицын провел первый урок для старшеклассников. Предварительно попросил выйти журналистов и педагогов. За партами сидели и несколько его бывших учеников, а также мезиновские коллеги по работе. А завучу школы математику Татьяне Яшиной даже удалось записать выступление писателя.
А на форзаце книги "Один день Ивана Денисовича" Татьяна Михайловна записала слова, сказанные писателем в самом конце выступления: "Не потеряйте души". И получила его автограф. Теперь эта книга с напутствием молодому поколению хранится в музее.
В нем немало подлинников: фотоаппарат писателя "Зоркий" до сих пор в рабочем состоянии, его личный учебник "Физические эксперименты в школе", атлас, с которым он путешествовал с 1959 по 1967 год, карточки с задачками на каждый урок, написанные его рукой, фотографии из его альбома, портрет Льва Толстого, ведомость из классного журнала с отметками, поставленными Солженицыным своим ученикам. Пятерок в ней нет, как, впрочем, и двоек.
Сегодня в классе-музее местные школьники изучают произведения писателя Солженицына. Со второго класса начинают читать "Крохотки", в одиннадцатом - "Архипелаг Гулаг" - по адаптированному варианту, подаренному Натальей Солженицыной всем школам района в марте этого года.
"Матренин двор" - в программе шестого класса. И многими воспринимается не только как художественное, но и как документальное произведение.
- Помните эпизод, когда родственник Матрены пришел к нему просить поставить сыну-двоечнику хорошую отметку? - напоминает Екатерина Петровна. - А тот отказался. Это - шурин Матрены. Он очень любил ее. А когда вернулся после гражданской войны и узнал, что она вышла замуж, сказал: "Я бы вас порубил, если бы он не был мне братом".
От Жилсектора, где стояла мезиновская восьмилетка, остались только несколько заброшенных двухэтажных бараков. Здесь жили люди, которые приезжали на торфоразработки из Татарии, Удмуртии, Чувашии. В поселке было до семи тысяч населения. Одно время ему даже хотели присвоить статус города. Детей было много, и школ работало несколько: на Жилсекторе - восьмилетка, на третьем участке - вечерняя, на Мильцевском разъезде - начальная. Но учебных помещений все равно не хватало. Поэтому в 1956 году в поселке начали строить большую, трехэтажную. В музее есть фотография, где Солженицын стоит у новой школы. Он уехал отсюда в июне, а 1 сентября она открылась.
- Он не общался с учителями, не фотографировался, - рассказывает Екатерина Петровна. - Единственный человек, с которым Александр Исаевич нашел общий язык, - это завуч Процеров Борис Сергеевич. К остальным присматривался, боялся слежки, а она была. После уроков ставил журнал и отправлялся в Мильцево, где его ждали черновики. Приезжала Решетовская и забирала готовую работу.
А вот и пустырь недалеко от железнодорожной ветки, на котором общественники планируют установить памятный знак. Здесь стояло вытянутое одноэтажное деревянное здание старой школы, окнами выходившее на дорогу.
- А вот там, вдали, отсюда не видно, был переезд, на котором погибла Матрена, - продолжает Колесникова. - Сейчас его уже нет. Но, думаю, что такой конец для нее закономерен. Моя бабушка рассказывала, что ее все звали Матреша. Она всем помогала. Была безотказная и все делала безвозмездно. Ее за это даже считали чудаковатой. Племяннице Саше (в книге - Кира, дочь Фадея) подарила горницу. Решили перевезти ее в Черусти, где та жила с мужем. Первые сани сделали хорошо. А вторые кое-как, так как пили самогон. Да и Фадей поторапливал. Нагрузили. Первые проехали, а вторые застряли. Поезд с торфяной крошкой шел задом. Шел тихо. Было темно, они не видели…
Школу на Жилучастке от Мильцева, где стоял дом Матрены, отделяет всего один километр. И домой писатель ходил двумя путями. Но этот населенный пункт не входит в наш маршрут.
К приезду Александра Солженицына в 1994 году в деревне Мильцево, на месте дома Матрены Захаровой (в рассказе - Григорьевой), где Александр Исаевич снимал угол, был поставлен новый. Рассказывали, что дом нашли неподалеку, накануне приезда Солженицына. И СПК "Перовский" заплатил за него 15 миллионов рублей.
Общественность, вдохновленная таким вниманием великого писателя, строила большие планы на будущее. В перевезенном доме хотели создать литературный музей, посвященный колхозному крестьянству, а в жилом доме напротив устроить гостиницу для писателей и музей, посвященный Солженицыну. А воз и ныне там. От огромного бревенчатого новодела на окраине деревни скоро останется один фундамент. Разобрали по "досточке" свои и дачники.
Районные власти считают, что создавать музей в Мильцеве нецелесообразно. Деревня заброшенная, от осушенной речки Караслицы, которой любовался писатель, осталась лишь заводь. Да и сам новодел на Матренин не похож.
- Настоящий Матренин двор находится в Мезиновке (поселок Мезиновский - С. Б.) по адресу: улица Дачная, 2, - поясняет Екатерина Петровна. - Сюда его перевезла младшая сестра Матрены сразу после ее гибели 21 февраля 1957 года. Племянницу просили отдать в Мильцево ворота и наличники. Она не согласилась.
У дома четыре окна по фасаду и четырехскатная крыша со слуховым окном. Это и отличает его от других домов улицы на три окна. И те самые ворота, с вырезанным сбоку крестом, которые "знали" Александра Исаевича.
Из них выходит хозяйка - младшая дочь младшей сестры Матрены Любовь Тимофеевна Гришина и гостеприимно приглашает в дом. В нем она сохранила все в неприкосновенности: и печь, и даже ту самую перегородку, не достающую до потолка. Только терраска пристроена. А в углу рядом с образами висит крест, который лежал рядом с погибшей хозяйкой.
Мы далеко не первые туристы в этих мемориальных стенах. Кого только здесь не было с 1993 года! Даже японцы, англичане…
- Не надоело водить экскурсии? - спрашиваем Любовь Тимофеевну.
- Я не против, - улыбается женщина. - Приезжают, считают венцы, спрашивают, почему не 18. Отвечаю: в землю ушли. Интересуются, что надо. Фундамент. Записывают в книжечку. И все.
Вскоре к нам присоединяется старшая сестра Нина, которая, в отличие от младшей, родившейся в 1962 году, застала здесь великого писателя.
- У него были галоши на ботинках, - вспоминает Нина Тимофеевна. - Меня интересовало, зачем они. Снимет галоши, помоет во дворе. И говорит: вот, видишь, и галоши чистые, и ботинки. Матрена жила за счет мамки. Та работала, грузила торф в вагоны. Мы с Шатуры приехали. Нас трое было, один мальчик умер, мы с братом остались. Не было жилья. И Матрена завещала дом маме. Родственники злились. Мы ее похоронили, а на следующий день, за ночь, сняли черепицу с сарая.
Услышав, что в этом доме планируют открыть музей и сама хозяйка не против, старшая сестра настораживается:
- А Любоньку куда?
- Квартиру ей предоставим. Этот вопрос должен решить ваш глава, - отвечает заместитель главы района по социальной политике Ольга Демина.
Есть ли свободная жилплощадь у сельского главы? Вопрос остался без ответа. Тот на больничном.
Пока мы говорили, Екатерине Петровне позвонили.
- Из Самары приезжают, просят провести по солженицынской тропе, - прокомментировала она. - А 1 мая художника Шилова встречали - полдня водили. Очень людей много едет. Сидишь на кочке, собираешь бруснику или варишь борщ, вдруг - звонок: едем.
Словом, народная тропа к Солженицыну и открытой им деревенской праведнице Матрене не зарастает. Правда, заслуга в этом местных властей пока минимальна.
Справка "РГ"
Рассказ "Матренин двор" (авторское название - "Не стоит село без праведника") стал вторым произведением Александра Солженицына, опубликованным в журнале "Новый мир". Писатель передал его главному редактору журнала Александру Твардовскому в конце 1961 года. Решение о публикации было принято после жарких дискуссий - причем изначально Твардовский, признавая высокий художественный уровень произведения, полагал, что оно не сможет увидеть свет из-за цензурных препятствий. Но "Матренин двор" все же вышел в январской книжке "Нового мира" в 1963 году.