Соединенному Королевству грозит распад

Развод с Лондоном, о котором так долго мечтали шотландские националисты, начал превращаться из многолетней говорильни в легально оформляемое заявление "судье". Судьей должен будет выступить шотландский избиратель, которому надлежит решить, желает он дальнейшего совместного проживания в супружестве с Соединенным Королевством или нет. В минувшую среду, в день, когда Шотландия отмечала 253-ю годовщину рождения своего великого поэта Роберта Бернса, Первый министр страны Алекс Салмонд сделал исторический шаг: с трибуны парламента он объявил о начале экспертных консультаций по вопросу проведения референдума о независимости Шотландии.

Были названы два определяющих параметра "дела о разводе": срок проведения референдума и формулировка вопроса, на который предстоит ответить шотландцам. Сроком определена осень 2014 года. Вопрос же будет стоять так: "Согласны ли вы, что Шотландия должна быть независимой страной? "Между тем вопросов может быть не один, но два. Второй, если его одобрят в ходе начатых консультаций, будет о том, желают ли шотландцы, оставаясь в составе Соединенного Королевства, больше властных полномочий для своего парламента.

Ни по одному из заявленных Салмондом параметров согласья между националистами и юнионистами, сторонниками единой Британии, нет. Юнионистам категорически не нравится, что правящая ШНП решила тянуть резину с референдумом. Они желали бы, чтобы тот состоялся как можно быстрее, ибо в противном случае Британия в нынешние тяжкие экономические времена оказывается в подвешенном состоянии, не зная, насколько долговечны ее связи с Шотландией. Категорически не устраивает противников отделения и вероятность второго вопроса на референдуме - о расширении полномочий для шотландской администрации. На Альбионе прекрасно понимают, что такой исход референдума создал бы опаснейший прецедент не только для Уэльса, Северной Ирландии, но даже для регионов самой Англии, которые могли бы затребовать от Вестминстера передачи власти на места.

Развод с Шотландией крайне невыгоден Британии. Достаточно привести в доказательство тому уже тот аргумент, что ядерное оружие Британии базируется на военно-морской базе шотландского острова Клайд, и если остров уходит из-под юрисдикции Соединенного Королевства, Британия, похоже, лишается своей ядерной независимости.

Что же в этой ситуации предпринимает сегодня британский парламент и насколько весом его голос в затеваемом Шотландией деле о разводе? Министры британского правительства уже начали свои собственные консультации касательно референдума. Поставлена под вопрос сама легитимность такого голосования. В Лондоне настаивают, что оно может носить лишь рекомендательный характер, покуда не получит одобрения Вестминстера. Щекотливость позиции британского правительства заключается, однако, в том, что если оно будет напирать и давить на шотландцев слишком очевидно, то это может лишь усилить желание Эдинбурга бежать от диктатуры Лондона куда подальше.