Из всех муз, покровительствующих искусствам, после того как будет принят новый федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", только у музы истории Клио есть шанс прорваться в высшую образовательную лигу. Потому что ни у одного высшего учреждения культуры и искусства таких шансов нет. Они, если следовать букве и духу предполагаемого закона, никогда не смогут стать ни "федеральным университетом", ни тем более "национальным исследовательским университетом".
Можно сказать, не будут, ну и не будут. У них ведь есть свои славные исторические имена - Московская государственная консерватория, Петербургская государственная консерватория, Российский университет театрального искусства (ГИТИС), Петербургский государственный институт театра, музыки и кино или Всероссийский государственный институт кинематографии. Равно как Школа-студия при МХТ им. А. П. Чехова, Училище им. Б. В. Щукина, Щепкинское училище или два хореографических училища - в Москве и Петербурге... Перечислил не все российские образовательные учреждения, откуда вышли прославленные музыканты, драматические актеры, режиссеры, художники, литераторы - газетная колонка ограничивает мой статистический раж. И все они окажутся за пределом того списка счастливчиков, которым по новому законопроекту будет присвоено звание национального образовательного достояния России.
Сотни тысяч абитуриентов, которые ежегодно пытаются пробиться на десятки мест в вузах, где готовят будущих Чуриковых, Мацуевых и Гергиевых, в ближайшем будущем не заметят этой законодательной несправедливости и по-прежнему будут штурмовать экзаменационные комиссии. Но со временем вся система художественного образования будет деградировать, так как только высшая лига образовательных учреждений получит те юридические и материальные привилегии, которые позволят создать конкурентоспособные условия и для профессорско-преподавательского состава, и для студентов.
Нельзя сказать, что авторы проекта нового федерального закона вовсе обошли особенности подготовки творческих кадров. Статья 87 под названием "Особенности реализации образовательных программ в области искусств" целиком посвящена целостной непрерывной системе художественного образования. Здесь перечислены и дополнительное образование в сфере искусства, и профессиональная подготовка юных дарований с самого раннего возраста, и, разумеется, высшее образование в сфере искусства. Однако основную часть этой статьи занимают дефиниции, посвященные интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования, а из всей совокупной системы высшего художественного образования в этот проект закона вошли лишь новеллы об ассистентуре-стажировке, хотя у высшего образования в сфере культуры и искусства немало других специфических и общих проблем, которые никак в этом проекте федерального закона не прописаны. В частности, очень важный для вузов искусств такой вопрос, как бесплатное получение второго высшего образования для ряда специальностей, прежде всего для режиссеров театра и кинематографа, остался без ответа, а никакие подзаконные акты на него ответить не могут.
В Советском Союзе существовала качественная система художественного образования, корни которой уходят в середину XVIII столетия. При всех идеологических шорах эта система давала нашей стране и всему миру первоклассных музыкантов, артистов балета, художников, режиссеров. Уверен, что ни у Михаила Барышникова, ни у Андрея Тарковского, ни у Мстислава Ростроповича никто не спрашивал диплом о высшем образовании. И уж точно никто не пенял им на то, что диплом ВГИКа, Вагановского училища или Московской консерватории не соответствовал стандартам американских или европейских университетов. В искусстве не так, как в медицине или в инженерном деле, - претендент на рабочее место не должен годами сдавать тесты на право заниматься той или иной профессией. Музыкант или умеет играть, или не умеет, и никакой самый престижный диплом установленного в Европейском Союзе образца не обеспечит ему право получить работу в оркестре Берлинской филармонии или в Парижской опере. В России и в Европе могут не совпадать представления о том, по какой методике учить живописцев и как готовить дизайнеров в сфере высоких технологий, но наше художественное образование сохраняет то высокое качество, что позволяет ему быть не просто конкурентоспособным, но и задавать тон в ряде специальностей. Словом, в области балета мы пока еще впереди планеты всей.
...Демократизация системы образования в России за минувшие двадцать лет привела к значительному расширению услуг в этой сфере, в том числе и для тех граждан, которые хотят получить творческие профессии. Количество новых средних и высших учебных заведений, государственных и частных, где можно получить диплом актера или хореографа, выросло в несколько раз. Но качество образования в этих новых вузах оставляет желать лучшего. Именно поэтому федеральный закон об образовании должен открыть возможности для старейших творческих вузов войти в высшую лигу образовательных учреждений страны. А для этого в этом законе должна быть учтена специфика образования в сфере культуры и искусства. В ХIХ веке Малый театр называли вторым университетом, уже тогда понимая значение художника в русском обществе. Стоит ли забывать об этом сегодня?