"Фауст" завершает тетралогию о природе власти. Она начата фильмами "Молох", "Телец" и "Солнце". Накануне корреспондент "СОЮЗа" встретился с Юрием Арабовым, соавтором всех одиннадцати лент Александра Сокурова, лауреатом Каннского фестиваля за сценарий "Молоха".
О чем ваш "Фауст"?
Юрий Арабов: Я исходил из того, что понятие сделки изменилось: в наше время не черт соблазняет человека, а человек черта. Как это ни прискорбно. К черту выстроилась длинная очередь.
Как работается с Сокуровым?
Юрий Арабов: Легко. Он говорит: "Юра, мне нужно то-то и то-то". Я отвечаю: "Хорошо". Но финал переписывал раза четыре. Финал делался о том, что Фауст становится большим злодеем, нежели Мефистофель. Саша пожимал плечами. Просил сделать как-то поострее. Тогда я написал, как Фауст избивает Мефистофеля. В итоге Сокуров снял еще более остро: в финале гигантскими камнями забрасывают маленького чертика, который в сравнении со злом, воплощенным в Фаусте, стал какой-то несущественной пылинкой.
О чем тетралогия?
Юрий Арабов: "Молох" - о Гитлере, его абсолютной гордыне. Ева Браун пыталась достучаться до Гитлера, но там вместо сердца что-то другое. "Телец" о Ленине, об исправлении человека посредством страшной болезни. "Солнце" о том, как японский император, отказываясь от своего божественного статуса, открывает перспективу не только своей жизни, но и стране. После этого Япония пережила необыкновенный взлет. "Фауст" завершает истории о гордости, тщеславии, об абсолютном Зле. Фильм получился внятным. Режиссер должен быть этому рад, даже если и не получил бы наград.
Когда "Фауст" завоевал "Золотого льва" последнего фестиваля в Венеции, в блогах писали: "Горжусь Сокуровым". Это счастье?
Юрий Арабов: Это огромное несчастье. Но мы живем в социуме.
В чем ваша мораль?
Юрий Арабов: Любить всех. Все остальное - ложь, которая только запутывает людей. "Фауст" - фильм жесткий, но - это суд над нами. Я считаю, что в жизни должно быть несчастье, человек должен страдать.
"Фауст" делал интернациональный коллектив. Граждане 30 стран создали уникальную киноверсию одного из главных произведений на немецком языке. Как вы писали?
Юрий Арабов: Я писал на русском языке белым стихом. Текст перевели на немецкий, а потом с немецкого опять на русский, так что я могу отвечать лишь за одну треть сценария. Но вполне отвечаю за фабулу и сюжет.
В чем, по-вашему, магия кино?
Юрий Арабов: Это как в жизни, никто не знает, чем закончится фильм, будет ли у него успех.
Как находите сюжеты?
Юрий Арабов: Все истории нашего веселого и падшего мира пылятся у нас под ногами...