14.02.2012 09:17
    Поделиться

    В Новгородской области открыли центр поддержки экспортного бизнеса

    Малый и средний бизнес Северо-Запада научат зарабатывать на экспорте

    В Новгородской области открылся Региональный центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Структура, открытая на базе Новгородского фонда поддержки малого бизнеса в рамках областной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в области на 2008-2012 годы", призвана обеспечивать конкурентоспособность новгородских "малышей" на зарубежных и российских рынках. Специалисты центра предоставляют экспортно ориентированным предпринимателям консультации по вопросам, связанным с внешнеэкономической деятельностью, дают пошаговые инструкции, с чего начать и куда идти.

    - Если крупный бизнес имеет достаточно средств и ресурсов, чтобы выходить на зарубежные рынки, малым предприятиям без посторонней помощи это сделать трудно, - поясняет корреспонденту "РГ" необходимость создания новгородского центра поддержки экспорта его руководитель Владислав Матушкин. - Существует множество тонкостей, связанных с налоговой инспекцией, таможней, оформлением необходимых документов. Небольшой компании не всегда выгодно расширять штат сотрудников и не всегда по карману пользоваться услугами сторонних фирм, а специалисты центра консультируют представителей малого и среднего бизнеса на безвозмездной основе.

    На базе новой структуры действует региональное представительство Европейского информационного корреспондентского центра (ЕИКЦ), задача которого - способствовать продвижению предприятий Новгородской области на европейские рынки и рынки российских регионов. По сути, ЕИКЦ исполняет функции посредника, помогая новгородскому бизнесу найти партнеров в странах ЕС и других субъектах РФ. В перспективе центр будет организовывать семинары, деловые встречи с российскими и зарубежными представителями бизнес-сообществ и другие информационные мероприятия.

    По словам Владислава Матушкина, сейчас в Новгородской области на экспорт работают более 60 предприятий малого и среднего бизнеса. В текущем году на поддержку экспортно ориентированных "малышей" в рамках региональной программы развития малого и среднего предпринимательства планируется выделить порядка четырех миллионов рублей. В частности, новгородские субъекты малого и среднего бизнеса могут рассчитывать на субсидирование части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ или страны-импортера, которые являются необходимыми для экспорта товаров. Региональные власти готовы компенсировать "малышам" часть средств, потраченных на участие в зарубежных выставках и ярмарках, и множество других обозначенных в региональной программе расходных статей.

    В Псковской области господдержку экспортно-ориентированных компаний включили в областную программу развития малого и среднего предпринимательства в 2009 году. Небольшим предприятиям возмещали часть затрат на получение необходимых для экспорта товаров лицензий и сертификатов (ISO, GMP, OHSAS, TL, сертификаты по формам "А" и "СТ-1" и другие). В 2010 году региональный и федеральный бюджеты выделили на эти цели 2,5 миллиона рублей.

    В прошлом году на бюджетные субсидии псковским компаниям, поставляющим или планирующим поставлять свою продукцию за рубеж, направили уже 15 миллионов рублей. При этом, как рассказали "Российской газете" в администрации Псковской области, появилось несколько новых форм поддержки. В частности, предпринимателям начали субсидировать часть затрат по уплате процентов (но не больше одной второй ставки ЦБ) по кредитам, привлеченным не раньше января 2008 года на срок не больше трех лет. Кроме того, под компенсацию попали затраты на регистрацию и правовую охрану изобретений за рубежом, расходы по разработке товарного знака и фирменного наименования предназначенных для экспорта товаров и услуг. Максимальная сумма субсидии на одного заявителя составила, по разным направлениям, от одного до трех миллионов рублей.

    В Санкт-Петербурге лимит финансирования программы поддержки экспортно ориентированных "малышей" в прошлом году составил рекордную для СЗФО сумму - 240 миллионов рублей. Из более чем 100 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, зарегистрированных в городе, на федеральные и региональные деньги могли претендовать больше тысячи действительных и несколько тысяч потенциальных участников внешнеэкономической деятельности.

    В Калининградской области на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, ориентированных на экспорт, в прошлом году направили 131 миллион рублей, из которых 120 миллионов выделил федеральный бюджет. Высокие для небольшого региона показатели вполне объяснимы: согласно последним исследованиям Росстата, Калининградская область занимает первое место среди субъектов Северо-Запада по количеству МСП на тысячу населения. В 2010 году в эксклаве, где проживает порядка 950 тысяч человек, было зарегистрировано свыше 27 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, из которых несколько сотен компаний имеют отношение к экспорту.

    Кстати, в 2005 году профильный департамент минэкономразвития, отвечающий за малый и средний бизнес, оценивал долю российских экспортно ориентированных МСП в два процента от общего количества "малышей". Сейчас, по мнению аналитиков "РГ", количество малых и средних предприятий, реально занимающихся экспортом, не превышает семи процентов. При этом с 2005 по 2009 год на поддержку малых предприятий, ориентированных на экспорт, бюджеты всех уровней потратили порядка 400 миллионов рублей, которые достались 575 компаниям-экспортерам в 36 субъектах Федерации. В 2010-м один только федеральный бюджет выделил два миллиарда рублей. На эти деньги поддержать собрались уже две тысячи МСП.

    Впрочем, и в прошлом, и в позапрошлом году федеральные деньги, призванные облегчить существование малых экспортеров, приходили в ряд регионов только к четвертому кварталу, и местным властям приходилось осваивать годовой объем субсидий за три месяца. А в 2008-2009 годах, как утверждает эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев, нередкой была ситуация, когда регионы должны были отчитаться об успехах в деле поддержки экспортно ориентированного малого и среднего бизнеса еще до реального получения средств. "Надеюсь, в этом году деньги придут без опозданий, иначе вместо вкусного пирога наши предприниматели получат недоваренную кашу", - подводит итог Владислав Матушкин.

    Комментарий

    Владимир Александров, аналитик консалтинговой компании:

    - Можно сказать, что на сегодняшний день малому и среднему бизнесу, работающему на экспорт, по-прежнему достаются лишь крохи от экспортного пирога. В основном это обусловлено спецификой отраслей, которые исконно работают на экспорт. Это лесная промышленность, топливно-энергетический комплекс, отрасли и подотрасли промышленности, выпускающие сырье, технологически простые полуфабрикаты (металлы, бумагу, полимеры), узкий круг товаров конечного спроса (удобрения) и тому подобное. В этих сферах, как мы понимаем, стартовать и выжить малому бизнесу не представляется возможным.

    Однако есть небольшой круг субъектов малого или среднего предпринимательства, которые могут быть востребованы на международном рынке и обладают достаточным потенциалом для выхода на него. Речь идет о предприятиях в сфере ювелирного и сувенирного производства, сельского хозяйства, инновационных компаниях, фирмах, специализирующихся на реализации пушнины, и некоторых других.

    Вместе с тем, несмотря на наличие потенциала, такие предприятия в большинстве случаев не в состоянии выйти на зарубежные рынки по целому ряду причин. Во-первых, на внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация о продукции российских предприятий малого калибра, а для субъектов МСП довольно проблематично самостоятельно проводить масштабные рекламные кампании или же искать и находить партнеров за рубежом. Во-вторых, по-прежнему существует большая проблема со сложностью оформления экспортных поставок, возврата НДС, а также - в случае международных выставок - оформления продажи выставочных образцов непосредственно со стенда. В-третьих, следует отметить нехватку квалифицированных кадров, имеющих опыт в экспорте, которые бы работали на предприятиях МСП.

    Поэтому выделение денежных средств из ресурсов региональных и федерального бюджетов на поддержку небольших компаний-экспортеров, производящих инновационные технологии, продукцию, услуги, - безусловно, очень важный вопрос. Ведь малые и средние предприятия играют очень важную роль в мировой экономике с точки зрения вклада в ВВП, создания новых рабочих мест, повышения конкурентоспособности экономики страны.

    Поделиться