В четверг утром Дмитрий Медведев внес в Госдуму обещанный законопроект о новом порядке избрания депутатов нижней палаты парламента. Документ содержит несколько новелл, суть большинства из них - максимально "приземленное" представительство регионов в палате. При этом "нарезка" региональных групп, которая раньше во многом отдавалась на откуп партиям, в этот раз четко регламентирована: вся территория РФ разбивается на 225 территориальных единиц, от каждой из них в Госдуму пройдут два человека.
Территориальные единицы создаются на основе единой нормы представительства избирателей. Эта норма вычисляется путем деления количества обладателей активного избирательного права на 225. На данный момент она составляет около 484 000 человек.
Если закон будет принят без изменения этой нормы, в течение ближайших четырех лет (процедура должна завершиться за год до выборов) Центризбирком должен будет "нарезать" территориальные единицы в соответствии с численностью избирателей и обновлять эту "нарезку" каждые 10 лет. Механизм деления подробно описан в законе - число жителей субъекта делится на норму представительства, и целая часть результата и есть количество территориальных единиц.
Дробная часть остается "в уме" - после первичного деления останется некоторое количество нераспределенных территориальных единиц, которые достанутся регионам с наибольшей дробной частью.
При этом в регионах, общая численность которых недотягивает до нормы представительства, в любом случае будут образованы территориальные единицы. В данный момент таких субъектов 10, среди них - Ненецкий АО с населением 42 700 человек. То есть, по сути, голос жителя Нарьян-Мара "весит" в десять раз больше, чем голос жителя Сыктывкара из соседнего региона. Помощник президента - начальник Государственно-правового управления Лариса Брычева подтвердила, что получается именно так, и это нормально: "Основной смысл законопроекта в том, чтобы каждый субъект имел мандат в Госдуме. Если вам не нравится, что голос ненца весит больше вашего, - переезжайте в Ненецкий округ и голосуйте там".
В соответствии с документом партиям придется перестраивать предвыборные стратегии: если эта норма останется в окончательном варианте закона, партии лишаются права самостоятельно формировать региональные группы - они приравниваются к территориальным единицам и их будет ровно 225. В каждой из них партия может выдвинуть до четырех кандидатов, то есть максимум списка увеличивается с сегодняшних 600 до 900 человек. При этом минимум ограничивается 100 претендентами на думские кресла, и это диктует обязательный минимум региональных групп - 25.
Стоит отметить, что даже в этом крайнем случае партия не пропадает из бюллетеней в остальных 200 территориальных единицах. Там избиратель сможет отдать голос за партию как таковую - не персонифицируя свои предпочтения в виде конкретного кандидата.
Общефедеральный список упраздняется как таковой - теперь партии не смогут формировать всероссийские "тройки", "пятерки" или "десятки", имеющие приоритетное право на прохождение в Госдуму. По мнению разработчиков законопроекта, эта мера вместе с дроблением региональных групп должна устранить практику "паровозов" на думских выборах. "С нашей точки зрения, предлагаемая концепция может привести к тому, что эта возможность снимается, в таком виде ее невозможно исполнять, - сообщила Брычева. - Партии придется для победы в конкретной территории искать людей, которые известны не в масштабах РФ, а именно в этом конкретном месте".
К распределению мандатов по итогам голосования допускаются партии, набравшие 5% или больше. Эта норма уже закреплена законом, принятым Госдумой в октябре 2011 года.
В предложенном законопроекте описано распределение мандатов, которое происходит сначала между федеральными списками, а затем внутри самих списков по тому же принципу, по которому это происходит сейчас.
В законопроекте присутствуют нормы, упрощающие участие в предвыборной гонке. Так, все партии освобождаются от сбора подписей для выдвижения своего списка, а сам список можно будет вносить в электронном виде напрямую на сайт ЦИК. Работу по созданию машиночитаемого механизма составления списка планируется завершить к 2015 году. Кроме того, сведения о доходах и имуществе кандидатов предлагается публиковать самим партиям на своих сайтах.
По мнению авторов документа, это должно повысить уровень ответственности за предоставляемую информацию, однако на практике никаких последствий за ложные данные партии не получат ни сейчас, ни после введения новой нормы.
Кроме того, в законопроекте впервые вводится регулирование участия сетевых изданий в предвыборной агитации - по сути они приравниваются к негосударственным СМИ со всеми сопутствующими правами и обязанностями.
В документе закрепляется право наблюдателей вести на участке видео- и фотосъемку, которая на сегодня регламентирована только устным разрешением главы ЦИК, но на практике оставлена на откуп председателю участковой комиссии.
Кроме того, в документе гарантируется возможность непрерывной видеотрансляции в Интернете хода голосования и подсчета голосов на всей территории РФ. Сегодня эта работа регламентирована постановлениями и инструкциями Центризбиркома, из которых следует, что трансляция не будет непрерывной. Брычева уверена, что в обозримом будущем трансляция будет отрегулирована законом. "К этой части законопроекта не исключены поправки, - пояснила она. - ЦИК какие-то нормы, конечно, должен принимать, но в первую очередь трансляция должна регулироваться положениями закона".
Партиям дадут возможность тратить на выборы больше, чем раньше: кроме партийной кассы предлагается ввести отдельный избирательный фонд для каждого кандидата.
Он будет формироваться из средств партии и собственных денег кандидата - пожертвования в персональную избирательную копилку запрещены. Ее максимальный размер предлагается ограничить 6 млн рублей.
"Инициативы президента требуют кардинального пересмотра закона об основных гарантиях избирательных прав граждан, - сообщила помощник президента. - Но пока мы не стали двигаться дальше и делать новую редакцию - в Госдуме наверняка будет острая дискуссия по поводу внесенного документа, и пока править сопутствующие законы не имеет смысла". Однако, по словам Брычевой, новая редакция закона об основных гарантиях... может быть разработана уже через месяц-полтора. Кроме прочего, в нем будет пересмотрен порядок формирования избирательных комиссий. Источник сообщил также, что Кремль создаст рабочую группу для доработки законопроекта под руководством первого замглавы администрации Вячеслава Володина.
Брычева также сообщила, что Кремль пока не собирается снижать проходной барьер для партий в Госдуму с нынешних 5 процентов.
В Кремле рассчитывают на рассмотрение Госдумой внесенного главой государства законопроекта о выборах депутатов уже в марте.