Новости

16.02.2012 00:43
Рубрика: Экономика

Пассажиром быть опасно

Текст: Сергей Назаров (начальник Уральского управления государственного автодорожного надзора)

Автодорожный надзор всерьез тревожит несоблюдение многими перевозчиками требований транспортного законодательства, в том числе в части обеспечения безопасности перевозки пассажиров. Нарушителей не сдерживают копеечные штрафы, а иных рычагов влияния у надзорных органов практически нет.

Сегодня автотранспортным предприятиям остро не хватает подготовленных водителей автобусов. За баранкой в основном те, кому за 50, да гастарбайтеры с водительскими правами, полученными в своей стране. По данным ГИБДД, более 80 процентов ДТП, происшедших по вине водителей автобусов, приходится на долю шоферов-мигрантов. Многие из них приезжают в Россию ради временного заработка, поэтому легко нарушают правила.

Сказывается и отношение собственников автопредприятий к своему бизнесу. Например, предприниматель, чей водитель спровоцировал в августе 2011-го серьезную аварию под Нижним Тагилом, в которой погибли пять человек, владеет десятью предприятиями по перевозке пассажиров. Приостановка деятельности одного АТП не повлечет для него больших убытков. Если бы он владел лишь одним предприятием, то и отношение к делу было бы совсем другое.

Многие муниципалитеты ввели понятие "оператор маршрута": выиграв конкурс, компания-оператор заключает договоры на совместное обслуживание маршрута с любым перевозчиком, который делится с ним прибылью. В итоге большинство транспортников не заинтересованы в развитии своих предприятий, а просто любыми путями зарабатывают деньги.

Нуждается в обновлении и автобусный парк. По дорогам Свердловской области ездят еще "старички", которым 20, а то и 30 лет. Их салоны прогнили, все в латках. Автобусы междугородных и пригородных маршрутов систематически ломаются в пути и на автовокзалах, провоцируя ДТП и создавая неудобства пассажирам.

Непростая ситуация и с безопасностью перевозок детей. Сейчас идет массовое оборудование школьных автобусов системой ГЛОНАСС, но это, к сожалению, еще не гарантирует безопасности. Если за руль суперсовременной машины сядет водитель без стажа, теряющийся в любой критической ситуации, никакая спутниковая система не спасет.

Проблема еще и в том, что большинство таких автобусов принадлежит образовательным учреждениям. Обычно в такой школе в селе или в райцентре работают 10-15 женщин. Кто из них сможет обеспечить исправное техническое состояние автобуса? Мы рекомендовали муниципалитетам более тщательно продумать вопросы организации школьных перевозок. Например, сосредоточить автобусы в одном месте, чтобы была возможность постоянно проверять их состояние, ведь многие машины не регулярно проходят техобслуживание. Скажем, в Первоуральске уже нашли решение этой проблемы: все школьные автобусы там дислоцируются на одной общей базе.

Экономика Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область Екатеринбург
Добавьте RG.RU 
в избранные источники