21 февраля спектаклем "Времена не выбирают" откроется новый московский театр - Театр мюзикла. Наш собеседник - один из создателей спектакля и самого этого театра Михаил Швыдкой.
Итак, государственный чиновник, известный театральный критик и признанный телеведущий открывает новую страницу своей жизни - создает театр мюзикла. Это что, осуществление какой-то давней мечты?
Михаил Швыдкой: Да, мне давно нравится музыка 20-30-х годов - и советская, и американская. Часто говорят: мол, мы с американцами слишком разные, чтобы понять друг друга. А это не так, и хочется это доказать - через музыку. Через нее ведь очень многое открывается и проявляется. Часто по обе стороны океана ее пишут люди с общими корнями. Многие американские композиторы - выходцы из России: например, Самуил Покрасс, автор песни "Красная армия всех сильней". Он уехал в Америку и там успешно писал музыку к голливудским фильмам. В частности, написал превосходные, когда-то и у нас любимые мелодии к музыкальной комедии "Три мушкетера". Рассказывают, что Сталин очень любил этот фильм и говорил брату Самуила Дмитрию: "Лучше бы вы уехали - а Самуил остался!". Другой знаменитый американский композитор Ирвин Берлин родился в тюменской семье раввинов и написал, с одной стороны, God Bless America, а с другой - прекрасную русскую колыбельную, которую мы включили в наш спектакль. А наш самый знаменитый композитор Исаак Дунаевский писал для советского кино музыку, которая сделала бы честь любому голливудскому фильму.
В спектакле звучит музыка "с обеих сторон океана" - как вам удалось все это объединить общим сюжетом?
Михаил Швыдкой: Я придумал мелодраму, историю о современном американце, который всю жизнь проработал на радиостанции "30-е FM". Радиостанцию когда-то создавала его мать, певица Дженнифер Фрей. А сейчас кризис, радиостанция терпит финансовый крах и должна закрыться. Из дневника матери герой узнает, что в начале 30-х она приезжала в Москву, и там у нее был яркий, но короткий роман с советским музыкантом. Для музыканта эта встреча, по тогдашним советским законам, стала роковой, но плодом их любви и оказывается наш герой. И он об этом узнает, когда ему уже за шестьдесят. Такой сюжет позволяет свободно перемещаться во времени и в пространстве - из современных США в СССР 30-50-х годов, где действуют герои из материнского дневника, где звучит много разной музыки - от американских блюзов до советских маршей. Переводы песен с английского, по-моему, совершенно изумительно сделал Алексей Кортнев.
А если коротко - мне хотелось сделать историю о любви. Любви в жизни мало. Некоторые думают, что нам не хватает только свободы слова, на самом деле категорически не хватает человеческой теплоты, понимания, настоящих любовных страстей. Ну а кроме того, это история о человеке, который понимает, что и после шестидесяти жизнь не заканчивается. Завершается какой-то ее этап, но начинается другой - новый. Когда у меня закрылась программа "Жизнь прекрасна", я понял, что нужно делать что-то новое. Театр мюзикла, к примеру. Так что эта пьеса в какой-то степени - личная.
Немного о творческой бригаде, пожалуйста.
Михаил Швыдкой: Художественный руководитель постановки Гарий Черняховский, режиссер-постановщик Дмитрий Белов, художник - Семен Пастух. Хореографы Олег Глушков и Жанна Шмакова. В главных ролях Валерия Ланская и Ефим Шифрин, участвуют известная актриса мюзикла Лика Рулла, Дмитрий Волков из театра Ленком, молодую пару играют Ксения Ларина и Иван Викулов. Автор музыкальной концепции Левон Оганезов, композитор и аранжировщик Юрий Потеенко. Премьера назначена на 21 февраля, и потом спектакль "Времена не выбирают" пойдет блоками - по несколько дней подряд.
В спектакле звучат жизнеутверждающие марши Дунаевского - сейчас многие склонны считать их коммунистическим враньем и пропагандой.
Михаил Швыдкой: Тогда и сама жизнь - вранье. Потому что в реальной судьбе человека, даже в самые трагические периоды, с ним всегда остается жажда жизни и вера в то, что жизнь - самый драгоценный дар. Наперекор всему. Известно, что самая жизнерадостная, даже, я бы сказал, "жизнепомогающая" музыка рождалась во времена страшной общественной депрессии. 20-30-е в Америке - это Великая депрессия, а в России 30-е - это великий террор. А музыка тех лет несла людям радость, помогала жить и выживать. Глупо думать, что это заказуха. Да и не сочинишь по заказу музыку, какую писал Дунаевский. Когда пишут по заказу, - уши обязательно торчат.
Разовым спектаклем дело не ограничится. Вы создаете театр - зачем? Москва к мюзиклам пока еще очень ровно дышит.
Михаил Швыдкой: Иногда, чтобы испечь булку, приходится сначала создать колхоз, способный производить зерно. Поначалу я не собирался создавать никакой театр. Но его приходится создавать, чтобы поставить спектакль. Это давняя история. Перестала выходить телепрограмма "Жизнь прекрасна", которую мы делали с Левоном Оганезовым. Нам не хотелось прерывать творческое сотрудничество, и мы придумали этот спектакль. К нам присоединился режиссер Гарий Черняховский и продюсер Александр Попов. Нужна была пьеса, мы ее заказывали разным авторам, но ничего не получалось, и мы с Алексеем Кортневым сочинили ее сами. Долго искали денег на постановку, пока продюсер Давид Смелянский не сообщил, что есть возможность поработать на сцене ДК Горбунова - бывшей "Горбушки". Так я познакомился с замечательным человеком Владимиром Евгеньевичем Нестеровым, генеральным директором завода имени Хруничева, и мы начали работать. ДК Горбунова после ухода рокеров опустел, был в запущенном состоянии. Мы начали ремонт, который длится до сих пор, и мы его не закончим, по-моему, даже после премьеры, - но, как известно, ремонт нельзя закончить, а можно только остановить. Так у нас появилось помещение. А раз есть помещение - жалко его использовать для одного спектакля, и мы решили, что имеет смысл создать там театр, который будет показывать мюзиклы.
Надеетесь привить москвичам любовь к этому жанру?
Михаил Швыдкой: Да, правда: мюзиклы ездят смотреть в Лондон и Нью-Йорк, а в Москве нет к ним массового интереса. Но публика для них есть. Понятно, что первые пару лет такой театр вряд ли может быть коммерчески эффективным. Но в любом случае этот проект несет очень большую жизненную энергию, в нем есть драйв. Театр антрепризный. Я к антрепризе отношусь хорошо - это был принцип театров Корша в Москве, Соловцова в Киеве... Театр мюзикла и не может иметь постоянную труппу: каждому спектаклю нужны свои артисты.
Уже есть планы новых постановок?
Михаил Швыдкой: У нас есть лицензия на постановку американского мюзикла Rent на сюжет "Богемы" Пуччини, но с музыкой Джонатана Ларсона, есть также идея музыкального спектакля с Максимом Леонидовым "Растратчики" - по мотивам Валентина Катаева. Может возникнуть и спектакль по песням Виктора Цоя. Не исключаю, что будем приглашать на гастроли интересные театральные проекты из других городов и стран.
Любви в жизни мало. Некоторые думают, что нам не хватает только свободы слова, на самом деле категорически не хватает человеческой теплоты, понимания, настоящих любовных страстей