Накануне премьеры корреспонденты "РГ" побывали на репетиции. Народный артист России предпочел сделать "Думы" театрально-музыкальной постановкой, в которой вместе с ним участвует Государственный академический русский народный ансамбль "Россия" имени Людмилы Зыкиной. А еще - неожиданно звучит много музыки. Как фольклорной, так и классической. Да и сам Валерий Золотухин во время нашего интервью то садился за рояль, то брал в руки гармонь. И обращался, наверное, к риторическому вопросу для себя, вспоминая споры с женой - скрипачкой, имеющей консерваторское образование - о том, какой инструмент больше значим для русского сердца и национальной культуры - академическая скрипка или задушевная, народная гармонь?!
Став худруком Театра на Таганке, вы, неожиданно для многих, пустились на творческие эксперименты. Способствовали тому, что в репертуаре родного театра появилась комедия. Теперь покажете на Театральной сцене ММДМ моно-спектакль "Думы", где музыка занимает не меньшее место, нежели художественное действо. Наконец-то раскрепостились и делаете то, что всегда особенно хотели?
|
Видео: Виктор Васенин |
Валерий Золотухин: Идея возникла еще до того, как я стал худруком. Но события в Театре на Таганке оттянули нынешнюю московскую премьеру. Возможно, для зрителей, когда они видят афишу: "Золотухин, Шукшин, Театр на Таганке" - все это связывается в один клубок и эксперимент. Но не совсем так: я очень благодарен и ансамблю "Россия", который предложил мне сделать эту совместную работу. Конечно, я знал этот рассказ "Думы". Но когда прочел его снова - по предложению продюсера ансамбля Елены Климовой, - то вспомнил, что у меня есть долг перед Василием Макаровичем. Мы оба с Алтая. Однажды я снимался в фильме по его прозе - "Завьяловские чудики". Играл Саньку Журавлева, который ездил в город покупать мотоцикл и гужевался там три дня. И еще я почти каждый год езжу на Алтай - принимаю участие в "Шукшинских чтениях". Особенно после того, как несколько лет назад ко мне подошла молодая девушка, которая не знала, кто такой Шукшин. Предположила мне: "Это - поэт?!" И я ответил: "Ну, в известном смысле, вы правы!" Причем девушка была родом из Белокурихи, как и сам Василий Макарович. Продвинутая девица, уже поступила в Томский университет, но так и не читала его книг и не знает фильмов. Я даже покраснел за нее. После чего она вспомнила про "Калину красную"...
А лучшие рассказы Шукшина, я уверен, - на уровне чеховской прозы. Но то, что люди стали меньше читать - это наша общая беда, не только алтайская.
После премьеры "Высоцкий. Спасибо, что живой" в гостях у "РГ" был сын вашего друга - Никита Владимирович. Он говорил и о том, что, возможно, после фильма вспомнят замечательных писателей нашей недавней эпохи: Абрамова, Трифонова, Шукшина... Вы тоже подспудно надеетесь на то, что люди после спектакля статут читать больше качественной русской прозы?
Валерий Золотухин: Такое желание есть. У нас, на Таганке, после спектакля "Высоцкий" зрители покупают сборники его стихов и начинают читать и перечитывать. Может, так будет и с Шукшиным?! Хотелось бы... Но мне близко и то, что делает ансамбль "Россия". Поскольку очень жаль, что народные инструменты стоят в тени симфонических оркестров. У меня жена - скрипачка, а у меня дома - гармонь. И я ей говорю: "Твоя скрипка, она что - лучше моей гармошки?!" И то и другое имеет место быть. Но когда мы всю жизнь возили за границу только "Калинку" и "Березку" - это постепенно вызывало у многих русских людей только раздражение и скепсис. Мол, что у нас - больше ничего другого нет?! Есть! Да много всего замечательного! К нашей "Думе" очень душевно легли народные наигрыши и "Вечерний звон". И произведения Гаврилина и Свиридова. Я надеюсь, что мы будем продолжать сотрудничество с ансамблем "Россия". Хочется вместе поставить и поэму Сергея Есенина "Анну Снегину" - второй мой моно-спектакль, где тоже зазвучат не избитые народные мелодии и песни. Для чего мы это делаем?! Чтобы зрителю сердце потрогать...
В чем вы видите для себя преимущество моно-спектакля над традиционным драматическим?
Валерий Золотухин: В моно-спектакле зритель по-другому вникает в слово, не отвлекаясь на детали и другие планы. Когда я только приехал в Москву, то увидел афишу: "Аксенов читает "Пер Гюнта". На фото Аксенов во фраке с бабочкой, на дальнем плане - оркестр. И мне кажется, что можно Шукшина читать и так. Мы точно не станем делать предсказуемые декорации: плетни, колодцы. Обойдем и без кирзовых сапог и изображения псевдодеревни, чтобы не было, как я говорю, "псевдятины" - потому что дело не в антураже, а в "Думах".