Текст Государственной Думе шестого созыва предстоит принять много важных законов, часть из которых будет касаться здравоохранения, а значит - каждого гражданина России. На вопросы "РГ" ответил вновь избранный председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников.
Сергей Вячеславович, состав комитета после выборов значительно обновился. Какие задачи предстоит решать в первую очередь?
Сергей Калашников: Сейчас мы как раз формируем план своей законотворческой работы. Конечно, мы не можем с ходу завалить Думу законопроектами, которые не прошли широкого обсуждения в экспертном сообществе. В ближайшие дни марта планируем провести "круглый стол" по медико-биологическим проблемам сезонного перевода времени. Владимир Жириновский уже внес законопроект о возврате к зимнему времени. Но, может быть, надо решить проблему более кардинально и вернуться к астрономическому поясному времени. Вопрос не такой простой. Экономия энергоресурсов не очень большая - около 0,5%. Но есть и более важный критерий - здоровье людей. Будем также проводить парламентские слушания о частно-государственном партнерстве. Создали экспертную комиссию, которая будет заниматься законопроектами по борьбе с курением. Что касается основных направлений, это будет все, что связано с организацией здравоохранения, профилактической и восстановительной медициной, с правовым регулированием новых направлений, страхованием, как медицинским, так и от несчастных случаев.
Вписывается ли в эти планы тема лекарственного страхования, которая сейчас очень популярна?
Сергей Калашников: К сожалению, наработок по этой теме нет, пока мы слышим только заявления представителей минздравсоцразвития, видим мощное давление со стороны фармацевтических фирм. Я не имею однозначного мнения по этому вопросу. Если у нас есть обязательное медицинское страхование, то, на мой взгляд, оно должно включать в себя и соответствующее лекарственное обеспечение. Никто не предполагает, что медицинская страховка - это когда тебе расскажут, чем ты болеешь и что надо самому купить лекарство. Поэтому возникает вопрос: где граница, что входит в собственно медицинское страхование, а что - в лекарственное? Пока я вижу лоббистские потуги, в том числе и со стороны официальных лиц, что мне не совсем понятно. Поэтому когда будет внесена такая инициатива, будем ее рассматривать, может быть, проведем парламентские слушания, поскольку в народе эту мысль заронили. Но я считаю, более актуально было бы достичь общественного согласия по поводу гарантий, которые имеет каждый человек в рамках базовой программы бесплатной медицинской помощи.
Вы собираетесь привлекать к подготовке всех законопроектов широкое экспертное сообщество?
Сергей Калашников: По опыту знаю, что у нас есть проблемы с учетом мнения экспертного сообщества. Зачастую эксперты привлекаются к обсуждению не конкретного вопроса, а на концептуальном уровне, что само по себе неплохо. Конечно, мы будем привлекать к дискуссии все общественные организации, институты гражданского общества, ассоциации и т.п. Сейчас заключаем договоры о сотрудничестве или ведем такие переговоры с РСПП, РАМН, ассоциацией малого и среднего бизнеса "ОПОРА" и другими. Я готов выслушать любых лоббистов, пусть в споре докажут свою правоту. Но экспертные сообщества должны создаваться под конкретную проблему. Как только мы примем соответствующий закон, этот экспертный совет должен быть распущен и набран другой - под следующий законопроект. Нельзя обсуждать реформу здравоохранения вообще, нужно решать конкретные вопросы.
Дума прошлого созыва приняла несколько важных законов - "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", "Об обязательном медицинском страховании в РФ", "Об обращении лекарственных средств". Но почти сразу же их начали жестко критиковать. Как вы думаете, за дело?
Сергей Калашников: Я считаю, что первые два закона - об основах охраны здоровья и об ОМС, - не только не прояснили ситуацию с той моделью здравоохранения, которую мы внедряем, но и еще больше запутали ее. В условиях рынка социальное страхование, в том числе и медицинское, - это основа финансирования социальных гарантий, другого механизма при всех его недостатках нет. Но то, что мы имеем в результате этого закона, на страхование вообще не похоже. Основа страхования - вероятность наступления страхового случая. В законе эта природа вообще исчезла, взносы на ОМС - просто еще один налог на население, обеспечивающий частичное финансирование медицинской помощи. Была идея - обеспечить одноканальное финансирование. Но закон не обеспечил и этого, покупка дорогостоящего оборудования и капитальные вложения по-прежнему финансируются из других источников. А с другой стороны, своими взносами в ОМС я должен платить за медицинскую услугу, а плачу за коммуналку, приобретение недорогого оборудования, инвентаря и т.п. это не относится к лечебной деятельности. Далее, по закону, любая организация, независимо от формы собственности, может участвовать в ОМС. Но если это частная клиника, то есть для людей это бизнес, почему я должен платить им за коммуналку и прочее? Много вопросов и к закону об основах охраны здоровья.
Вы так говорите, как будто и не депутаты эти законы приняли.
Сергей Калашников: Нет предела совершенству. Медицинское сообщество заволновалось, когда был обнародован проект закона об основах охраны здоровья. Некоторые серьезные замечания были приняты. Но поскольку в основу закона была положена неудачная стратегия, неверная модель, то сейчас мы это и расхлебываем. Без базовой модели российского здравоохранения все эти законы будут лоскутным одеялом. Поэтому экспертное сообщество должно обсуждать не только частные вопросы, должен быть и совет, который обсуждал бы концепцию здравоохранения.
Больше всего нареканий вызывает Закон "Об обращении лекарственных средств" - его не критикует только ленивый.
Сергей Калашников: Потому что это не закон, а инструкция по регистрации лекарственных препаратов, которая ее более эффективной не делает, проблему удешевления лекарств не решает, более того, разрушает отечественную фармацевтическую промышленность. Он требует введения правил GMP. Но после того, как мы перейдем на них, из 350 предприятий отрасли имеют шанс сохраниться только 50.
А вступление в ВТО отрасль доконает?
Сергей Калашников: Я как раз не против того, чтобы к нам пришли нормальные дешевые импортные лекарства. Но в соответствии с этим законом они не могут прийти - потребуется двухгодичная регистрация даже тем, которые десятки лет используют за рубежом. Закон не решает проблемы договоров о признании регистрации за рубежом или результатов международных исследований, допуска к продаже тех лекарств, которые в Евросоюзе уже используются, - все это затормаживает производство дженериков.
Как же вы будете исправлять недостатки принятых законов?
Сергей Калашников: Сейчас создаем рабочие группы по обобщению замечаний, которые валом пошли по этим трем законам. Я не считаю, что вот пришел новый состав комитета - и мы на пустом месте создадим что-то суперхорошее, а все, что было до нас, - плохо. Мы продолжаем работу наших предшественников, ничего не бывает с чистого листа. Но все должно быть преемственно, взвешенно, обсуждено и самым широким образом обнародовано, чтобы общественность высказала свое мнение. Я не питаю иллюзий, что непрофессионал понимает проблему лучше профессионала, но и профессионалы имеют самые разные точки зрения, их все надо услышать. На сложные проблемы даже у самых умных и замечательных людей могут быть прямо противоположные точки зрения, поэтому у нас нет задачи отсеивания экспертов, а есть задача найти некую равнодействующую, взвешенное решение.
Сколько же лет мы еще будем ждать решения всех этих проблем? Тех же поправок в закон о лекарствах, к примеру?
Сергей Калашников: Нужно для начала ответить на вопрос: есть ли в нем системные недостатки, нужно ли менять его полностью? На мой взгляд, нет, его нужно почистить, "отрихтовать". Вот, допустим, эксперты обсудили и пришли к выводу, что нужно внести норму, которая позволяет те лекарства, которые зарегистрированы в Евросоюзе или США, принимать в упрощенном порядке. Надо эту поправку принимать.
Не опасаетесь, что скажут: вы, господин Калашников, лоббируете интересы зарубежных компаний?
Сергей Калашников: Пусть скажут, но давайте на одну руку положим абстрактное лоббирование, а на другую - цену и доступность лекарств. Второй пример: включаете телевизор - идет колоссальная реклама лекарств. Любой здравомыслящий человек понимает, что лечиться по рекламе нельзя, можно только по предписанию врача. Вот и считайте, что в противовес лоббизму я хочу прекратить рекламу лекарств в СМИ. Если в законе нет концептуальных червоточин, то поправки должны сразу приниматься, не надо ждать, пока они накопятся - это абсолютно нормальное законотворчество!
Значит, логика такая: мы приняли плохонький закон, а потом будем его пять лет поправлять?
Сергей Калашников: Думаю, что не пять лет, а и следующему составу Думы достанется, ведь жизнь не стоит на месте. Конечно, нужно сразу принимать хороший закон, но раз уж не приняли, нам что, жизнь остановить? Первые поправки в эти три закона пойдут уже с апреля. Февраль потрачен на определение приоритетов, в марте проведем парламентские слушания и "круглые столы", сформируем экспертные сообщества по каждой конкретной проблеме. В комитете 16 депутатов, значит, каждый день должно проходить минимум 16 "круглых столов". Ну, или хотя бы два раза в неделю.
Так у вас тут такая баня начнется!
Сергей Калашников: А баня уже началась. Для меня законотворчество - это технология. Надо грамотно организовать все этапы прохождения законопроекта, и это моя задача, как председателя комитета. Здравоохранение - единственная область, которая касается буквально каждого, и она очень болезненна. Будем работать.
В интервью "РГ" в конце прошлого года заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ профессор Вероника Скворцова отметила, что в министерстве завершается работа над тремя новыми "биомедицинскими" законами - о донорстве крови и ее компонентов, о биомедицинских клеточных технологиях, о донорстве и трансплантации органов. К концу 2012 года будет подготовлен четвертый "биомедицинский" закон - о биологических тканях, в том числе и о так называемых криобанках, где они могут храниться. Эти законы позволят создать систему самой современной биомедицины, позволяющей бесплатно обеспечивать россиян необходимым биологическим материалом в случае угрозы их жизни и здоровью.
Сейчас в области законотворческой деятельности перед министерством стоит основная задача - подготовить и принять необходимые подзаконные акты для реализации Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", сообщили "РГ" в пресс-службе министерства. Это важные документы, которые позволят отрегулировать механизмы реализации положений закона. Например, в части предоставления платных и бесплатных медицинских услуг, порядка использования вспомогательных репродуктивных технологий, порядка выбора пациентом медицинской организации и многих других положений, прописанных в законе. К работе привлечены ведущие эксперты. Проекты нормативно-правовых актов размещаются на сайте министерства для того, чтобы все, кто заинтересован в этом, могли познакомиться с ними и представить свои предложения и замечания.
Готовится также новый вариант закона по борьбе с курением, который будет внесен в Госдуму в начале лета.