01.03.2012 23:00
    Поделиться

    В российский прокат выходит фильм "Мы купили зоопарк"

    Посмотрев фильм "Мы купили зоопарк", понимаешь, почему Голливуд завоевал мир. Там хорошо знают, каких витаминов не хватает зрителям.

    Подчеркиваю: я говорю о зрителях, а не о наших критиках. Наши критики такое принципиально не смотрят. Но мировая критика от картины как раз в восторге. Потому что перед нами чистейший образец целенаправленно "семейного" кино. Оно отстаивает семейные ценности и возвращает изверившимся надежду. Наши критики такое кино считают слюнявым, паточным и никому не нужным.

    Это история человека, который потерял жену, остался с двумя детьми и не может оторваться от прошлого - ушедшая жена видится ему в каждой встреченной на улице женщине. Ему нужно поменять свою жизнь, и он покупает дом, который даже риелтор покупать не советует: в довесок к дому прилагается заброшенный зоопарк. С двумя сотнями животных, служащими, головной болью и расходами, которые удушат нового владельца. И дальше все будет развиваться по классическому сценарию кино про энтузиастов, которые на пустом месте создают свой зоопарк (театр, музыкальный коллектив, цирк или даже целый город). С самого начала ясно, что на их пути будет максимальное количество препон, и понятно, что в конечном итоге они победят: театр заполнится благодарными зрителями, музыкальный коллектив публика встретит овацией, новый город станет Городом Солнца.

    В этом конкретном фильме купивший зоопарк журналист Бенджамин Ми (Мэтт Дэймон) находит общий язык и с животными, и с людьми, которые их опекают, - и те и другие оказываются разными, но неизменно милыми и отзывчивыми. Он вкладывает в этот свой удивительный каприз все сбережения, становится банкротом, но мы заранее знаем, что в последнюю минуту судьба протянет ему спасительную нить. Даже ураганный ливень, уже почти сорвавший торжественное открытие зоопарка, вопреки всем прогнозам отступит в нужный момент, и зоопарк действительно станет Городом Солнца - его аллеи заполнят веселые люди, пришедшие сюда целыми семьями посмотреть на зверей и поаплодировать тому, кто все это сотворил. И разумеется, симпатичная девушка - главный смотритель зоопарка (Скарлетт Йоханссон), лишившая себя личной жизни ради любимого дела, отдаст ему свое сердце, и осиротевшие дети снова обретут маму.

    Идеализация в такой мемуаристике неизбежна: избирательная память человека хранит только лучшее, а все худшее легко проваливается в ее расщелины...

    Мы, повторяю, все это знаем с самого начала. Потому что все подобные киноистории всегда катятся по одному и тому же маршруту.

    Но почему так охотно включаешься в это решение задачки с готовым ответом, почему сочувствуешь от всей души, почему финальная победа героя над обстоятельствами вызывает счастливое стеснение души и сердца, и ты выходишь из зала, словно омытый освежающим душем?

    Этот вечный сюжет - преодоление судьбы. Драматических или трагических обстоятельств. Когда человек, несмотря ни на что, ведомый идеей или даже просто упрямством, добивается победы. Эту свою повесть о настоящем человеке американское кино пишет постоянно, много десятилетий, внося свою очень весомую лепту в формирование национального характера - энергичного, неунывающего, открытого людям парня, борца и победителя. Оно этим характером порождено, ему соответствует и верно служит сбережению его лучших черт.

    Новый фильм Кэмерона Кроу ("Джерри Магуайер", "Ванильное небо") - о потере, о том, как трудно залечивать раны и как важно, залечив их, строить, несмотря на ни что, дальнейшую жизнь.

    Да, в России он кажется неправдоподобным: нам трудно представить себе человека, добровольно купившего такую головную боль, а российские коллеги Бенджамина Ми вряд ли потянут покупку такого дома с тиграми и слонами в придачу. Не говоря о его содержании. И еще труднее представить подобное демократическое братство в общении людей разных социальных слоев, разных нравов, темпераментов и убеждений. Такую терпимость и способность отдавать себя делу со всеми потрохами - со священным правом на отдых и на личную жизнь. А дело трудное и довольно грязное - убирать навоз, лечить умирающего тигра, задавать корм оленям и павлинам. Мы все это смотрим как сказку про некоторое царство, где нет пота и пахнет только ванилью. Но смотрим с увлечением и выходим простодушней, чем были.

    А в Америке это совсем не сказка: картину сняли на основе реальной человеческой судьбы. Главный герой даже имя носит этого человека - Бенджамин Ми. Идеализация в такой мемуаристике неизбежна: избирательная память человека хранит только лучшее, а все худшее легко проваливается в ее расщелины. И по большому счету это тоже правильно.

    У нас, как известно, соцреализм отменили и высмеяли. А это на самом деле был не соцреализм, и изобрели его вовсе не в СССР. Это тот самый идеализм, без которого человек становится существом угрюмым и циничным. Им вскормлен, например, весь Голливуд, все его прославленные и уже век не умирающие киносказки про нашедших своего принца Золушек и про сильного рыцаря, который выводит слабейших к спасению, свету и счастью.

    Это искусство людей искренне убежденных, что стакан всегда наполовину полон. К оптимистам инстинктивно тянутся массы. А цинизм массы обычно отвергают как нечто чужеродное, как плод умов уставших и уже нежизнеспособных. Здесь корень неприязни наших зрителей к нашему же кино, вскормленному новейшей цинической идеей - развенчивать все мифы и раздевать всех кумиров, открывая зрителям глаза на жестокую правду: под одеждой все голые. Но на это дефиле давно уже никто не хочет смотреть.

    Это совершенно не то кино, которое предлагает искусству новые пути. Но это кино, которое помогает людям найти себя и свой путь в жизни.

    "Мы купили зоопарк" - фильм несомненно воспитующий. Правда, без назидания, просто "личным примером". Он в том же ряду, что "Эрин Брокович" - сюжет о социально активной женщине, которая вступила в бой с влиятельной фирмой и ее засудила. И это тоже сюжет, взятый из жизни реального человека по имени Эрин Брокович. Безумству храбрых и побеждающих поют славу лучшие фильмы американского кино. Хотя выдвинул этот лозунг наш Максим Горький. Основоположник так называемого "социалистического реализма".

    Поделиться