Игорь Золотусский. Нас было трое. Роман-документ. - СПб.: Фонд "200 лет Николаю Гоголю", 2011.
Сначала роман был напечатан в петербургском журнале "Звезда", затем издан отдельной книгой. Издан более чем скромно, тиражом 500 экземпляров, но зато в оформлении прекрасного художника и скульптора из Екатеринбурга Николая Предеина.
Известный критик, исследователь жизни и творчества Н. В. Гоголя Игорь Золотусский написал документальный роман о своей семье.
В автобиографическом романе "Нас было трое" Игорь Золотусский вспоминает ранний период из своей жизни - время, когда были репрессированы его родители: отец - в 1937 году, мать - в 1941-м. Все начинается с бережно хранимой фотографии, сделанной его отцом во время автомобильного путешествия с семьей и друзьями. В этой книге много печальных воспоминаний, записывать которые автор начал еще в 1990 году.
"На книжной полке, за стеклом, стоит старая фотография: на ней четверо счастливых людей смотрят в объектив, - так начинается повествование. - Опершись о задний бампер машины, чей номер четко виден в правом углу снимка, они замерли на мгновенье, ожидая, когда щелкнет затвор аппарата. Слева на снимке в легком плаще и длинном летнем платье, в скромных туфельках с носочками - моя мать. Она, как всегда, улыбается открытой белозубой улыбкой. Рядом с ней один из сослуживцев отца и его жена в кокетливо сдвинутой набок шляпке и с цветком в петлице. А между ними маленький мальчик с тонкими ножками, в кепке, с подстриженной неровно челкой, в пальтишке, с худенькими ручками. Это я. Мне пять или шесть лет. И я тоже улыбаюсь похожей на мамину улыбкой, только робкой. Тщетно ищу я в бликах на заднем стекле машины отца, снимающего нас, но ни отца, ни тени его нет".
В одном из интервью Игорь Золотусский признался:
- Я родился в семье, которую Достоевский назвал бы "случайным семейством". Если бы не перемещение масс, которое произошло в результате Октябрьской революции, мои родители могли бы не встретиться. У отца интересная судьба. Он еврей и в 1911 году вслед за братьями уехал в Палестину, потом работал в Египте, в США на заводе Форда. Вернулся в Россию, перевез свою маму - мою бабушку в Америку. А сам романтически увлекся русской революцией, вступил в партию, закончил Академию Генштаба и стал одним из крупных советских разведчиков. А мама русская, из крестьянской семьи, с Дальнего Востока. Тем не менее она любила читать, что спасло ее потом в лагере. Отец был арестован в 37-м, а мама в 41-м.
В книге широко используются личные материалы отца автора из архивов бывшего НКВД - КГБ СССР.
Но заканчивается роман-документ так: "Как бы там ни было, я прожил счастливую жизнь. Я прожил ее так, как прожил ее мой отец, в чем я и убеждал его в нашу последнюю встречу 24 марта 1967 года...
Меня любили, и я любил, а это высшая мера "успеха". Я видел мир, я прошел по следам нашей семьи, просуществовавшей восемь лет, но давшей мне запас света на все дни".
И, конечно, в книге Игоря Золотусского не могло не быть слов о Гоголе. "Моим поводырем в прошлое стал Гоголь, - пишет он. - Обратившись к нему, я неожиданно почувствовал, что обязан защитить его, как некогда защищал отца. Гоголь не нуждался в этой защите, но вокруг только и толковали о том, что он изменил себе, пошел не туда и из-за этого погиб".
Так странно тема отца связалась с главным исследованием жизни Игоря Золотусского.
Прочитать роман "Нас было трое" можно в "Журнальном зале" по ссылке http://magazines.russ.ru/zvezda/2010/5/zo3.html или заказать книгой в интернет-магазинах.