Игорь Растеряев претендует на титул открытия года премии "Чартова дюжина"

Этот профессиональный питерский актер, играющий в театре "Буфф" и снимающийся в кино, ворвался в музыку "десятых" стремительно и так, как, наверное, мало кто ожидал. Герои Растеряева - простые, обычные люди, о которых давно не пели со сцены. И о которых Игорь сам грянул под гармонь в песне "Комбайнеры" (2,8 миллиона просмотров в Интернете): "...Там где нет дорогих бутиков/ Там другие люди живут... / Не снимают про них сериалов, / Ведь они не в формате каналов,/... Не сидят "ВКонтактах", в онлайнах, / Они вкалывают на комбайнах"..." В 2011 году у музыканта вышел дебютный альбом "Русская дорога". А теперь он претендует на приз лучшему новичку в номинации "Взлом". И, положа руку на сердце, кто прежде думал, что рок-музыка может быть и такой?! Накануне церемонии, которая состоится завтра в столичном "Крокус Сити Холле", Игорь Растеряев ответил на вопросы обозревателя "РГ".

В прошлом году вы дебютировали на "Нашествии". Удивились, что многотысячная аудитория аплодировала вам не меньше, чем главным рок-знаменитостям?

Игорь Растеряев: Это был первый фестиваль, на котором я вообще оказался. Мне особенно приятно, что на "Нашествии" люди услышали не только "Комбайнеров" и "Русскую дорогу", но и те песни, которые редко или никогда не звучали по радио. Например - про Юру Прищепного, моего земляка с Медведицы (река в Волгоградской области. - Прим. А. А.), вызвавшего огонь на себя во второй чеченской войне.

Вы фактически стали создателем нового антигламурного направления на отечественной сцене: спев "Русскую дорогу" и "Комбайнеров" предложили и новых героев, и новую мелодику... Мало кто верит теперь, что вы - коренной петербуржец?

Игорь Растеряев: "Комбайнеры" наговорились под гармонь очень быстро и просто. Я сочинял для себя и поэтому не стеснялся в выражениях, рубил сплеча. И не думал, что песня хорошая, только радовался, потому что чуял в ней правду... А сверхзадача у меня одна: чтоб все было по-настоящему, коротко, просто.

Вы выбрали не самый востребованный инструмент. Общие знакомые жаловались: хотели подыграть на гитарах, но вы ответили, что будете записываться один?!

 
Видео: с сайта igorrasteryaev.ru

Игорь Растеряев: Важно было сохранить свое звучание и право - звучать именно так. Играть на гармони я выучился у Раковского магазина (деревня Раковка. - Прим. А. А.). А потом и практика помогла: пока снимешь ролик, проходит день-два. Вот и играешь каждую песню сутки напролет...

Выпуская дебютный альбом, вы отказали известным лейблам. Мне-то они объяснили, что вы не хотите, дабы на вашем творчестве кто-то зарабатывал прибыли. А на самом деле?

Игорь Растеряев: Ты с ними подпишешься и попадешь в какую-то пусть и относительную, но зависимость. А иначе я могу делать то, что хочу. Могу, например, махнуть снова в Раковку... Я заметил, что для нормального самоощущения мне нужна некая нестабильность: пограничье, чтоб одной ногой всегда быть в стремени. Чтоб - возможная внезапная мобилизация и неведение дальних перспектив. Наверное, это гены казаков сказываются. А лейблы - это просчет ситуаций, стабильность и постоянное наблюдение: это-то мне все и не нравится. Да и в плане зарабатывания денег или пиара, сам знаю - делаю все неправильно. Но зато жить так - мне как-то спокойнее... Кстати, на "Чартовой дюжине" я хочу снова сыграть "Комбайнеров", чтобы все увидели лица моих друзей: нормальных рабочих и сельских парней: Васька Котлярова, Марса Ахунова, Паши Перпелицына, Рината Султанова, Ивана Керина...