19.03.2012 16:05
    Поделиться

    На Дону семья оказалась под угрозой депортации из-за ошибки чиновников

    Семью Рогожиных, десять лет назад переехавших в Ростовскую область из Узбекистана, снова пытаются выселить из страны как нелегальных мигрантов.

    Уникальная семья живет в Азовском районе Ростовской области: отец Виктор - с видом на жительство, в то время как мать Мария и старший сын Михаил остаются подданными Узбекистана поневоле, а младший сын Виталий вообще оказался между небом и землей, между двумя странами - почти что гражданин мира.

    Работящая и вполне благополучная семья с двумя детьми приехала в Россию осенью 2002 года из Бухарского района Узбекистана, когда русскоязычному населению стало жить там совсем невмоготу. Ростовскую область выбрали потому, что здесь жила старшая дочь, которую еще школьницей отправили к деду в Цимлянск.

    Если у старших были с собой хотя бы узбекские паспорта, то младший сын Виталий, которому не исполнилось тогда и 15 лет, пересек государственную границу с отметкой в мамином паспорте "несовершеннолетние дети". Он, по причине юного возраста, еще не приобрел гражданство Узбекистана, а оставшись жить в России, не может стать и ее гражданином.

    - Я до сих числюсь как несовершеннолетний ребенок своей матери, хотя мне уже 25 лет, - горестно пересказывает историю своих мытарств парень. - Я не имею никаких прав. Выучился в зерноградском училище без документов. Дали диплом, а паспорта нет. Не могу даже устроиться на работу, поскольку моих бывших работодателей теперь штрафуют за использование "нелегальной" рабочей силы. Как жить?

    В хуторе Лугань, которого и на карте-то непросто отыскать, Рогожины купили за полторы тысячи рублей полуразвалившийся домик на одной из двух имеющихся на богом и людьми забытой земле улочек. Самой земли здесь огромные просторы, но никто ее не обрабатывает. А Рогожины взялись обживать свой кусочек, развели свое хозяйство, не претендуя ни на что, кроме как узаконить своей существование в стране. Борьба за это идет долгие годы.

    Сразу по приезде в район прибыли, как полагается, в паспортный стол, зарегистрировались, написали заявление на оформление. Им выдали список обязательных документов. Стали их собирать. Одну только справку об отсутствии судимости ждали из бывшей советской республики полгода. Пока такими темпами собирали все справки, закончились квоты на иностранцев. А главное, подошел к концу срок временной регистрации. В миграционной службе велели вновь собирать документы.

    Чтобы обновить срок действия миграционной карты, нужно было ехать в Узбекистан и заново пересечь границу. Но денег на такую поездку у Рогожиных не было. Сроки вышли. Возможно, так и жили бы Рогожины в маленьком хуторе, но тут Марии стукнуло 45 лет и нужно было менять паспорт.

    - Когда она пришла на прием со своим давно просроченным паспортом, мы оформили факт правонарушения и передали дело в суд, - объяснял начальник терпункта межрайонного отдела УФМС России по Ростовской области Виктор Шаповалов.

    Кагальницкий районный суд принял решение выдворить Марию Рогожину из страны, усугубив наказание штрафом в 2500 рублей. Несчастная женщина попала в спецприемник УВД Ростова как административно задержанная. И провела там ужасные шесть месяцев, пока о ее беспросветном положении не написала "Российская газета". В дело вмешались прокуроры, которые нашли нарушение закона в задержании Марии. Областной суд отменил решение районного, и женщина вышла на свободу.

    - Потом мы снова подали документы в нашу миграционную службу. Опять нам дали список бумаг и время, чтобы их собирать - выдав разрешение на временное проживание на территории России в течение трех лет, - говорит Виталий. - В паспорте указывается дата, с какого числа и по какое действительно разрешение. Но когда мама собрала документы и пошла их сдавать, другой инспектор миграционной службы разглядел ошибку: дата на штампе стояла неправильная. Он перечеркнул ее и поставил новую, по которой наш срок пребывания в России заканчивается не в сентябре, а уже в июле этого года. Поскольку документы нужно подавать за шесть месяцев, то мы вновь не успели по срокам. Мы ездили в областное управление ФМС, рассказали, что наш инспектор Шаповалов поставил неправильную печать, из-за чего мы не успеваем оформить документы, но начальник отдела сказал на это: "А что я могу сделать?"

    - Все эти годы я собираю документы, - буквально плачет Мария Рогожина. - Сейчас подошла почти к финишу - и опять все нужно начинать сначала. Моей вины нет, что живу нелегалом. Каждый год с 13 января прихожу в УФМС - квоты нет, ждите. А кто-то их получает. На проезд и на все справки истрачено за год больше 20 тысяч рублей, и все бумаги опять будут лежать мертвым грузом, потому что больше никому не нужны.

    Рогожины, как Сизиф со своим камнем, вновь откатились назад, к подножью горы, на которую столько лет пытаются взобраться. Им опять нужно начинать все сначала: подождать, когда закончится временная регистрация, снова пересечь границу (теперь можно и украинскую), сымитировав новый въезд в страну. Им снова дадут бумагу о том, что они могут 90 суток пробыть на российской территории, и они пойдут проторенным путем собирать разные справки.

    Поделиться