20.03.2012 23:10
    Поделиться

    Михаил Швыдкой: Необходимо заново выстроить систему гуманитарного образования в стране

    Едва Александр Авдеев заявил о своей майской отставке, вопрос о том, кто будет следующим министром культуры, стал предметом досужих экспертных обсуждений. После выборов президента России эта тема стала предметом социологических и журналистских исследований. Как минимум раз в день и мне раздается звонок: "Кто, по-вашему, будет очередным министром?" Я честно уклоняюсь от ответов, ссылаясь на то, что такие вопросы нехорошо задавать бывшему министру культуры и руководителю Федерального агентства по культуре и кинематографии.

    На самом деле всякий раз мне хочется ответить: "Позвоните Владимиру Владимировичу и Дмитрию Анатольевичу - они знают лучше других". И это чистая правда. А во вторых, и это тоже правда, состояние российской культуры во многом будет зависеть от того, кто станет следующим министром просвещения (мне это слово нравится больше, чем образование, но в данном случае - о вкусах спорят). Как уж назовут ведомство Андрея Фурсенко (к которому я отношусь с дружеским уважением) - это другой вопрос, но для меня очевидно, что система образования, безусловно, зависимая от науки, но ей не подчиненная, все же должна быть выделена в отдельное министерство. Во всяком случае, та ее часть, которая занимается школьным образованием. И от того, как будут утверждены новые учебные программы, насколько они будут ориентированы не только на информированность, но и на воспитание человека, в шести-семилетнем возрасте попадающего в школу, зависит то, какой станет наша жизнь через четверть века. Какой станет жизнь и как будет развиваться культура. И только в том случае, если школа окажется способной воспитать художественно развитую личность, обладающую внятными общечеловеческими нравственными ценностями, включающими в себя и национальные, и гражданственные, у нашей культуры есть шанс не только сохранить, но развить себя не только в обозримом будущем.

    Сошлюсь на Пушкина, чтобы не привлекать аргументацию других авторитетов: "Публика образует драматические таланты..." И никак - наоборот. Уровень искусства зависит от представлений и ожиданий публики. И когда мы смеялись над знаменитым монологом Аркадия Райкина, сочиненным Михаилом Жванецким, "В Греческом зале...", то мы смеялись над самими собой. Будь мы трижды марксистами, убежденными в том, что бытие определяет сознание, качество этого сознания - нашего сознания - зависит от того, насколько сложно или убого мы воспринимаем это самое бытие. "Замкнутый круг", - скажут юмористы. "Диалектика", - возразят гегельянцы. Но эти замкнутые круги и диалектические противоречия складываются именно на пороге формирования человеческой личности.

    Много раз писал об этом, повторю еще раз: министерство культуры должно заботиться не только о состоянии отрасли, чем оно занимается всю свою историю, но и о духовном совершенствовании российских граждан. И одно - без министерства просвещения - оно с этим справиться не в состоянии. В начале 2000-х, когда В. Филиппов занимался проблемами образования в качестве министра, мы создали специальную межведомственную рабочую группу, которая должна была дать предложения по включению необходимых эстетических дисциплин в школьную и вузовскую программы. Она начала работать, но в силу изменений, произошедших в период административной реформы, работу свою не закончила. Наши дети и внуки, впрочем, не догадываются о том, что они потеряли из-за нерадивых взрослых.

    Можно сетовать на отсутствие средств, на перегруженность школьных программ естественными дисциплинами и обязательную погруженность в высокие технологии, но ведь российская школа не единственная на этом свете. Почему немецкие или австрийские дети выходят из средней школы музыкально образованными настолько, что способны читать партитуры симфонических и камерных концертов? Почему посещение книжных ярмарок и музеев является обязательной частью школьной программы в Финляндии и во Франции? Там что, не уделяют достаточного внимания информатике?

    Как известно, объем информации в мире удваивается практически ежегодно. И у многих реформаторов школьного образования, да и не только его, появляется желание изменить вектор школьных программ, отказавшись от изучения некогда важных фигур, научных течений, философских теорий, художественных явлений, чтобы вместить все новейшее знание. Но главное ведь - сформировать человеческую индивидуальность, способную размышлять и ориентироваться в безбрежном мире информации. А для этого необходимо осмыслить важнейшие ценностные периоды истории человечества - и не только христианские. Важно пережить прикосновение к ключевым явлениям искусства и культуры. Отрыв от фундаментальных ценностей, которые сформировали человечество, грозит коллективными социально-психическими расстройствами. И для того чтобы избежать этого, необходимо заново выстроить систему гуманитарного образования в стране. Что невозможно ни без толкового министра культуры, ни без разумного министра образования. Понятно, что формирование правительства - это либо политический торг, либо проявление личных симпатий президента и премьера, Россия здесь не является исключением. Но помимо политической лояльности или личной преданности у руководителя любой отрасли должна быть некая внятная программа, которая отличала бы его от других претендентов. Ведь от первого - именно от первого - лица в любой сфере зависит необычайно много. В образовании, культуре, науке особенно.

    Поделиться