Новости

22.03.2012 00:06
Рубрика: Культура

Мелодия сорочьей ножки

В Питере реализуется необычный музыкальный проект

В основе проекта - песни на стихи известных поэтов Беларуси Якуба Коласа, Петруся Бровки, Алеся Письменкова, Олега Лойки и других. Пишет музыку, исполняет песни молодой композитор Ирина Базылева.

Необычен проект именно музыкой. В основу ее автор кладет старинные церковные напевы, которые были распространены на белорусской земле в эпоху барокко.

- Они отличались мелодичностью, и именно в них отражается чистота белорусской души, ее открытость, эмоциональность, сердечная доброта, - считает Ирина. - Это тот стиль, которому хочется следовать. Качественная поэзия наших классиков идеально ложится на него...

Сама она родилась и выросла в Минске в семье выходцев из Гомельской и Витебской областей. После окончания на родине музыкального училища приехала поступать в Петербургскую консерваторию. Да так тут и осталась, выйдя замуж, занявшись наукой. Ирина музыковед, кандидат искусствоведения. Все эти годы связей с Родиной не прерывает. Чему способствует, конечно, и творчество. В ассоциации питерских белорусистов Базылева известна как подвижник старинной музыки, в которой не устает находить много современного. Еще студенткой, обучаясь на отделении древнерусского певческого искусства, она открыла для себя "пение по крюкам", привлекшее распевностью и мелодичностью.

- Крюковые ноты - это определенные знаки, примерно, как китайские иероглифы, а под ними слова, - объясняет Ирина. - Один знак может обозначать один звук, а может и всю мелодию. Кроме того, каждый знак - это еще и некий духовный символ, который должен быть исполнен определенным образом. Названия все образные. Скажем, скамейца, подчашие, сорочья ножка, два в челну, змейца... А с точки зрения исполнения - распевная речь, возглас, декламация...

Крюковые ноты - это определенные знаки, примерно, как китайские иероглифы, а под ними слова

С удовольствием рассказывает она также историю "крюковых распевов", ведущих свое начало от традиции Византийского богослужебного пения.

- Что все-таки подтолкнуло вас, кандидата наук, к созданию музыкальных произведений? - спрашиваю у нее.

- С детства люблю сочинять мелодии. Маленькой, встречая в детских книгах интересное стихотворение, садилась за пианино и не вставала из-за него, пока не рождалась песня. Позже, уже в консерватории, занялась реконструкцией старинной музыки. В Петербурге есть ассоциация белорусистов. В нее входят те, кто родился на берегах Западной Двины, но волей судьбы оказался в городе на Неве. Или чьи предки были из Беларуси. Когда студенткой попала в их среду, захотелось сделать что-то хорошее, полезное и вместе с тем памятное...

Песнопения на стихи белорусских Ирина готовит к международной конференции, посвященной 20-летию ассоциации белорусистов. Она пройдет в Питере летом. Уже готово 7 песен. Всего же их планируется 12. Ирина записывает их на диск с помощью петербургского аранжировщика и композитора Александра Лыгуна.

Культура Музыка