29 марта выходит в прокат фильм Василия Бархатова "Атомный Иван". Корреспондент "РГ" побывала на пресс-показе дебютной работы в кино модного театрального режиссера. Сценарий написал хорошо известный в театральном мире драматург Максим Курочкин (автор знаменитой пьесы "Кухня").
В марте на фестивале кинокомедии "Улыбнись, Россия!" в Туле фильм получил премию "За самый ироничный дебют". А оператор Руслан Герасименков был отмечен на фестивале "Дух огня" в Ханты-Мансийске призом имени оператора Павла Лебешева. Мировая же премьера состоялась еще в прошлом году - в Лондоне на симпозиуме Всемирной атомной ассоциации. Фильм профинансировал "Росатом". Это первое в истории художественное кино, снятое на действующих АЭС - Калининской и Ленинградской.
- Одна из моих задач состояла в том, чтобы изменить негативное отношение к "атомной" теме, "перебив" его простой, иронической, теплой человеческой историей про любовь и мирный атом, - говорит Василий Бархатов.
- Я хотел написать сценарий о том, как непросто приходится в любви всем, даже веселым людям, - признается Максим Курочкин.
- Для кого картина? В первую очередь, для людей с хорошим чувством юмора. Все-таки это тонкая комедия, - таково мнение актрисы Юлии Снигирь.
Перед показом "Атомного Ивана" в петербургском кинотеатре "Формула кино", на который собрались журналисты, а также друзья и родственники создателей (пришел и Сергей Шнуров, написавший музыку к фильму), Бархатов обратился к публике, начав с благодарности:
- Спасибо, что пришли. Надеюсь - по доброй воле. Не как на митинг. Теперь просьба. Прошу опуститься до моего интеллектуального развития и - смотреть мое кино.
Еще заметил, что по сути своей он театрал. Но это и так все знают.
Главных героев играют Григорий Добрыгин (Ваня) и Юлия Снигирь (Таня). Он влюблен в нее с институтской поры. Они вместе работают на АЭС. Татьяна беременна, но решает расстаться с Иваном. В это время в их городок приезжает режиссер Аркадий (Денис Суханов, актер театра "Сатирикон"), который собирается поставить спектакль про ядерный апокалипсис с работниками атомной станции - в любительском театре (или театральном кружке).
Фильмы, где рассказывается о людях, живущих и работающих в атомном городке, можно легко перечислить. Те, кто хорошо знает советское кино, вспомнят фильм шестидесятых "Девять дней одного года" Михаила Ромма (актуальная в то время тема взаимоотношений физиков и лириков). Его снимали в павильонах в Дубне и в Курчатовском институте. Уже в наше время появилась драма Александра Миндадзе "В субботу" об аварии на АЭС.
Посмотрев кино, корреспондент "РГ" первым делом спросила Василия Бархатова:
- Представители "Росатома" остались довольны результатом? Не возмущались: "Мы тебе дали деньги, а ты такой стеб снял!"?
- Естественно, мы обсуждали какие-то моменты, и, наверное, было выгодно, если бы я сделал прямой ролик, показывающий, как у них все хорошо и прочее. Но они оказались продвинутыми людьми, полностью подписались под результатом, и этот факт окончательно убивает флер "заказа", и наша картина становится совместным художественным деянием.
- На афишах написано крупно: фильм Василия Бархатова, ниже мельче - музыка Сергея Шнурова. Звучит много известных мелодий, а что написал Шнуров?
- Если бы я занимался афишей и прокатом, то поставил бы сначала "Шнуров", а потом - "Бархатов". В фильме есть привязчивая музыкальная тема, которую мы называли "ла-ла-ла", она в разных ипостасях проходит через все действие. Мы не собирались снимать музыкальное кино. Есть история, когда Борис Хлебников попросил Сергея Шнурова написать музыку к его фильму. Сергей Владимирович посмотрел картину и сказал: "Я все придумал. Здесь не должна быть музыки".
- Марина Голуб у вас мелькнула в эпизоде. Зал так смеялся! Хорошо сыграла.
- Она снялась по моей огромной личной просьбе. Я просто выдернул ее на съемку, когда она торопилась на поезд. Я сразу представлял в этой сцене Марину. Эпизод можно было бы вычеркнуть, если бы его сыграл кто-то другой. Когда я писал сценарий, мы не были знакомы, а когда звонил ей - уже были. В Москве на премьере она сказала мне: "Я выйду на сцену и скажу, что у меня макро-роль". А я сказал, что это вторая серьезная работа Марины Голуб после Вассы Железновой в Московском Художественном театре. Это просто стеб. Система взаимоотношений, когда Родригес снимается у Тарантино за один доллар, и наоборот - Тарантино у Родригеса.
- Будете еще снимать кино?
- Буду. Если найду сценарий, интересную тему.
Сергей Новиков, директор департамента коммуникаций корпорации "Росатом", продюсер фильма "Атомный Иван":
- Творческую группу никто не заставлял заниматься пропагандой, рекламой наших объектов. Василий Бархатов и Максим Курочкин рассказали историю, которая им близка, о том, в чем они разбираются. Это театр. А место действия - площадки Калининской и Ленинградской АЭС. Так что все по-честному. У Бархатова были свои творческие задачи, у "Росатома" - свои. Мы хотели показать атомные станции изнутри. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что когда к нам приезжают иностранные гости, журналисты, то на них производит впечатление не то, что им говорят, а интерьеры, чистота, люди в белых халатах. В нашей стране у крупных промышленных объектов другой имидж: грязь, разруха, сидит Вася с бодуна… В нашей большой стране 31 атомная станция, а в маленькой Японии - 55 энергоблоков. Даже сейчас, после "Фукусимы", говорят, что в Японии производством управляют умные люди, а у нас - какой-нибудь разгильдяй. "Атомный Иван" сделан для широкой зрительской аудитории. Он действительно первый и пока единственный фильм, снятый на реальных АЭС, и в этом смысле эксклюзивный.
Справка "РГ"
Василий Бархатов - выпускник ГИТИСа, 28 лет. Ставил спектакли (опера, оперетта, драма) в Большом театре, в "Геликон-Опере", Мариинском театре, Московском драматическом имени Пушкина. В 2011 году стал членом Общественной палаты РФ.
Григорий Добрыгин в 2010 году получил на Берлинском кинофестивале премию "Серебряный медведь" за лучшую мужскую роль в фильме "Как я провел этим летом".
Юлия Снигирь снималась в фильме Федора Бондарчука "Обитаемый остров" (Рада Гаал).