29.03.2012 10:50
    Поделиться

    В Башкирии ужесточат требования к выпускникам во время ЕГЭ

    В Уфе проходят Дни молодежной науки и Образовательный форум. В канун этих мероприятий министр образования республики Альфис Гаязов побывал на "деловом завтраке" в уфимском филиале "Российской газеты" и рассказал об основных нововведениях в отрасли.

    Российская газета: Альфис Суфиянович, расскажите, пожалуйста, подробнее, чем сегодня больше всего озабочены педагоги? Какие вопросы вы считаете наиболее актуальными?

    Альфис Гаязов: Система образования Башкортостана - одна из самых крупных в стране по количеству детей, школ и охвату территории. Главная ее цель - обеспечить благополучие, полноценное и разностороннее развитие ребенка, для ее достижения мы работаем в напряженном ритме. Активно проходит модернизация общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, осуществляется переход на новые государственные стандарты, реализуются передовые программы и проекты.

    РГ: Насколько социально защищенными чувствуют себя сегодня педагоги?

    Гаязов: Начнем с того, что мы понимаем под социальной защищенностью. Если взять более объемно, то образование сегодня реализуется в системе, имеющей ориентированные в будущее цели, в нашем арсенале - традиционные и инновационные методы и формы работы. Главное, сегодня у нас есть люди, работающие в творческом режиме. Но есть и другие аспекты, в частности, условия работы наших учителей, оценка их труда. Средняя зарплата учителей в системе общего образования в Башкортостане составляет 16832,5 рублей. Ее повышение планируется и в 2012 году.

    РГ: Судя по обращениям читателей, многих сильно беспокоит нехватка мест в дошкольных учреждениях. Группа жительниц Уфы обратилась недавно к главе республики с просьбой выплачивать компенсации семьям, не обеспеченным детсадами, вне зависимости от их дохода и социального положения.

    Гаязов: Мы в курсе этой инициативы, данный вопрос прорабатывается, но сразу хочу уточнить, что он напрямую связан с финансовыми возможностями каждого муниципалитета. Сейчас даже многодетным семьям, не обеспеченным детскими садами, выплаты производятся в разных объемах и не во всех муниципалитетах. В Уфе, к примеру, выплачивают около четырех тысяч рублей, в Стерлитамаке - на 500 рублей меньше. После тревожных десятилетий, когда в стране наблюдался спад рождаемости, государство, сумевшее, наконец-то, стабилизировать социальноэкономическое положение, оказалось не вполне готово к резкому демографическому росту. В результате тщательного анализа сложившейся ситуации намечены меры по ее исправлению, среди которых на первом месте - дальнейшее развитие сети яслей и детсадов. В прошлом году в регионе были построены или созданы на базе перепрофилированных зданий уже 36 детских садов. Таким образом, удалось найти места для 10,6 тысячи детей. На 2012 год запланировано строительство еще 52 дошкольных учреждений.

    Кстати, тут нельзя не вспомнить об электронной очереди, позволившей исключить возможность дублирования заявлений о постановке на учет и сделать процесс выделения путевок прозрачным. Пока эта технология работает только в Уфе, Стерлитамаке, Сибае и Давлеканово и некоторых других районах. Остальные тоже должны скоро ее освоить.

    Еще один способ решения данной задачи - развитие альтернативных форм дошкольного воспитания. Сегодня в республике официально действуют 11 частных детских садов, в которых занимаются 212 детей. На самом же деле таких учреждений больше, однако они не спешат выйти из тени даже после принятия на правительственном уровне решения об оказании им поддержки в виде налоговых и других льгот. Причина - несоответствие санитарным и другим требованиям.

    РГ: До последнего времени головной болью директоров многих учебных заведений было отсутствие автоматической пожарной сигнализации. Насколько решен этот вопрос, тесно связанный с безопасностью детей?

    Гаязов: Автоматической пожарной сигнализацией удалось оснастить практически все школы, но дело в том, что противопожарные нормы постоянно меняются. Появилось новое требование - обеспечить беспроводную линию пожарной защиты. Но если в Уфе сделать это технически возможно, то в деревенских школах - довольно сложно. Ежегодно мы выделяем на соблюдение противопожарных мер огромные средства, однако решить проблему во всех 1666 школах республики сразу не так просто.

    Если говорить в целом о состоянии учебных помещений, то официально признанных аварийными школ в Башкортостане сегодня всего 12, треть из них нуждается в капитальном ремонте. Наш регион участвует в федеральной программе ликвидации аварийных учебных заведений, в рамках которой в прошлом году отремонтирована школа в Учалинском районе. На это потратили 7,6 миллиона рублей (при софинансировании со стороны района). В этом году таким же способом проведут капитальный ремонт аварийного учебного здания в другом районе.

    К сожалению, в районах республики многие школы построены в 60-70-е годы неквалифицированными рабочими из силикатного кирпича, поэтому в них довольно холодно. Для устранения этого недостатка в этом году на капитальный ремонт таких школ планируется направить 507 миллионов рублей.

    РГ: В ходе оптимизации в регионе было закрыто несколько сельских школ. Недовольные сельчане неоднократно жаловались по этому поводу в нашу редакцию. Прислушались ли власти к их мнению?

    Гаязов: Да, сегодня власти республики осознанно идут на неэффективные, но социально оправданные расходы по содержанию малокомплектных сельских школ, потому что, как показала практика, для поездок в соседние села детям приходится рано просыпаться, подолгу ждать автобус для возвращения домой, мало времени остается на выполнение домашних заданий. Серьезной проблемой в данном случае стала необходимость соблюдать нормы федерального законодательства, в которых прописаны усредненные показатели наполняемости классов: 25 человек - в городе и 14 - в селе. В прошлом году нами были подготовлены предложения внести изменения в эти нормативы: 16 человек - для городской школы и 9 - для сельской. Надеемся, что скоро коррективы в закон внесут.

    РГ: Альфис Суфиянович, сегодня много говорится и об оптимизации профессионального образования, включающего учебные заведения среднего и высшего звена. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

    Гаязов: Система профессионального образования должна быть ориентирована на потребности рынка труда. У нас есть 12 вузов, нередко дублирующих друг друга по ряду позиций, в том числе и по учебным направлениям. Это одна из причин возникновения безработицы. Первые изменения уже произошли: Стерлитамакская и Бирская педагогические академии стали структурными подразделениями Башкирского государственного университета. Замечу, что все три вуза были самодостаточными, но новые учебные стандарты диктуют свои условия: в регионе нужно организовывать крупные многопрофильные университеты.

    Кроме того, создаются многоуровневые образовательные кластеры на основе учебных заведений высшего и среднего специального звена. Например, Уфимский государственный авиационный технический университет теперь работает в связке с Кумертауским авиационным техникумом, Башгосмедуниверситет - с Уфимским медицинским колледжем. Начали тесно сотрудничать и представители среднего и начального звеньев профессионального образования. Только в 2011 году четыре учреждения начального профессионального образования вошли в состав ссузов.

    В Башкортостане - 94 начальных и 77 средних профессиональных учебных заведений. Это рекордное число в сравнении с другими регионами России. Училища и колледжи открыты практически в каждом районе республики, что зачастую совершенно неоправданно. В пилотном режиме учебные заведения объединяются по профильному и политехническому принципу. Главное - не должны страдать студенты.

    О ЕГЭ

    Итоги прошлогоднего Единого госэкзамена в Башкортостане вызвали у экспертов немало нареканий. По поручению президента Башкортостана Рустэма Хамитова в вузах проведен мониторинг успеваемости первокурсников после первой зимней сессии. Полученные результаты говорят сами за себя: 65 студентов из 141, набравших по ЕГЭ 80 и более баллов, в ходе первой вузовской сессии ничем не отличились. 50 человек сдали экзамен на удовлетворительно, а 15 (по 3 - из Чишминского и Балтачевского районов, по 2 - из Чекмагушевского, Илишевского, Караидельского и Буздякского и 1 - из Кушнаренковского) и вовсе не смогли выдержать зачетные испытания. Конечно, это не означает, что все они списывали. Могли сыграть свою роль стресс, волнение перед первой в жизни сессией.

    Мы сделали выводы из прошлогодних ошибок и приняли меры. По закону видеосъемка лиц до 18 лет без их специального согласия запрещена, так что вебкамер во время ЕГЭ не будет. Так называемые "глушилки" сигнала мобильной связи - слишком дорогое оборудование, они тоже вряд ли появятся в школах. Но в остальном мы настроены решительно. В этом году усилена разъяснительная работа среди населения о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, о внесенных в него изменениях, проводится инструктаж всех должностных лиц и организаторов экзамена об административной ответственности за нарушения. Особое внимание уделим отбору общественных наблюдателей и уполномоченных представителей в Государственную экзаменационную комиссию. Результаты ЕГЭ должны отражать реальные знания ученика, а не амбиции и возможности его родителей.

    Поделиться