29.03.2012 13:00
    Поделиться

    Олег Басилашвили представил в Петербурге книгу мемуаров

    Знаменитый петербургский актер Олег Басилашвили представил в Северной столице книгу мемуаров "Неужели это я?! Господи…"

    Уговорив любимого многими поколениями артиста выступить перед читателями в "Парке культуры и чтения" на Невском, организаторы презентации даже не предполагали, во что это выльется. Желающих увидеть Басилашвили и послушать его рассказы пришло столько, что впору было закрывать двери книжного магазина. Получился своеобразный творческий вечер, на который собрались люди со всей страны, задающие вопрос: "Когда вы к нам приедете?".

    - Я ошарашен! Не ожидал, что столько людей придет, - растерялся Олег Валерианович. - Должен сказать, что никогда так не волновался перед премьерой, как сейчас. Не знаю, как себя вести и что делать, потому что на меня смотрят, как на какое-то чудовище, которое что-то написало - неожиданно для всех.

    Те, кто близко знаком с Басилашвили, знают, какой он великолепный рассказчик, восхищаются его тонким юмором, иронией, подтруниваниями над самим собой.

    - Когда я писал книгу, - продолжил актер, - то часто вспоминал фразу, которую говорил один из моих персонажей Мамаев в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты". Когда ему, человеку, отличающемуся тем, что у него в мозгу нет извилин, но считающему себя умным, Крутицкий говорит: "Писать надо, писать - больше писать", Мамаев на это отвечает: "Легко сказать: писать! На это нужен навык, нужна какая-то сноровка… Говорить я хоть до завтра, а примись писать - и бог знает что выходит".

    Первым же прозвучал вопрос: "Почему у книги такое витиеватое название?".

    - Тут, конечно, заложен юмор. Может быть, плохо читаемый зрителями, читателями. Я думал о названии вроде "Из моей жизни". И даже о таком - "И моя жизнь в искусстве". Но вряд ли люди, не обладающие тонким чувством юмора, поняли бы. Еще всерьез бы приняли, не дай бог. Было у меня название "Азорские острова". Помните, у Маяковского?

    Я родился, рос, кормили соскою,

    жил, работал, стал староват…

    Вот и жизнь проходит,

    как прошли Азорские острова.

    Действительно, книга составлена из встреч с людьми, "островков". Потом я вспомнил книгу Рокуэлла Кента "Это я, господи!" Думаю, вот бы мне так назвать! Но Кент меня опередил. И тогда жена придумала: "Неужели это я?! Господи…". Мне это название понравилось. Гляжу на себя, молодого, пусть даже периода студии МХАТ, когда я учился, или начальных лет работы в Большом драматическом театре, - и правда, это совершенно другой человек, которого я с трудом признаю. Действительно, смотрю на себя с удивлением.

    - Ради чего написана книга?

    - Я пытался сделать так, чтобы читатель проследил путь от маленького моллюска, который весь пропитан идеями социализма, коммунизма, Сталиным, парадами на Красной площади, постепенно плывет к встречам с разными людьми и становится человеком другого менталитета, другого ощущения жизни. И еще я думал о студентах театральных институтов, о молодых людях, у которых вначале ничего не получается. У меня тоже так было, поэтому я поделился с ними своими переживаниями, чтобы им не так горько было.

    Поддержать Басилашвили в "трудный дебютный день" пришли Темур Чхеидзе, художественный руководитель БДТ имени Г.А. Товстоногова, где актер работает 53 года, Владимир Рецептер, бывший актер БДТ, ныне художественный руководитель Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге. Они дали первые оценки книге.

    - Я с удовольствием прочитал вашу книгу, на одном дыхании, она очень любопытная, - отметил Чхеидзе. - Поверьте, я вас не хвалю. То, что вы человек "ужасно" образованный, я знал. ("Нет, это вам так кажется", - вставил Басилашвили.). Но то, что вы так прекрасно пишете, извините, для меня открытие.

    Затем режиссер и актер обменялись репликами на грузинском языке, которые Басилашвили оценил как "маленький грузинский междусобойчик".

    - Книга, с моей точки зрения, совершенно замечательная, - высказался Рецептер. - Мне было тепло ее читать. В ней великолепный лаконизм. Олег так экономно рассказывает о своих ролях, что оторваться невозможно. И так экономно - о своей жизни, что хочется, чтобы было пощедрее и побольше. Он сохраняет юмор по отношению ко всей длинной, радостной, горькой и счастливой жизни. Убежден, что с годами книга будет расти, как рос артист Олег Басилашвили в БДТ. И предрекаю, что она не последняя, что есть у него заготовки на будущее. Я прав, Олег?

    - Ну, где-то так. Если ролей в театре не будут давать, то буду писать книги.

    Актер рассказал несколько историй, которые не попали в книгу - из детства, молодости. О сериале Владимира Бортко "Мастер и Маргарита", в котором он сыграл Воланда. Актриса БДТ Нина Усатова вспомнила не только "Осенний марафон", "Вокзал для двоих", но и фильм-спектакль "Дело" по драме Сухово-Кобылина, который показывают редко и который, как она считает, нужно рекомендовать молодым актерам как учебное пособие.

    - Мне бог дал счастье работать с ним, великим артистом, - сказала Нина Усатова. - Олег Валерианович, можно, я при всех в любви признаюсь? - И подарила роскошный букет роз.

    Очередь за автографами напомнила прежние людские потоки в Мавзолей…

    Цитаты из книги

    Вообще-то я твердо убежден, что сесть за мемуары надо, точно уловив момент - работать уже не можешь (не "не хочешь", это я давно, с детства не хочу), именно не можешь, но еще кое-что помнишь. То есть когда маразм еще не оккупировал полностью твою память. То есть попасть в этот тоненький зазор между бессилием и полным маразмом. Кто угадал - тот выиграл.

    Оказывается, это очень трудно - заставить себя сесть за стол и начать. С чего? Как? Да и кому интересна эта моя жизнь?

    Об "Осеннем марафоне" можно написать целую книгу, сейчас скажу только одно: Бузыкин мой, Андрей Павлович, - одна из самых дорогих мне ролей.

    В "Осеннем марафоне" твидовый пиджак подобрал мне сам Георгий Николаевич Данелия, Гия мой дорогой. Кепка старая, купленная в Финляндии на гастролях БДТ, брюки, ботинки - все мое. Данелия обязал меня спать в пиджаке, не снимать его никогда, чтобы он приобрел поношенный, бывалый вид.

    Поделиться