На экраны выходит абсурдистская комедия итальянского режиссера Нанни Моретти "У нас есть Папа".
Ватикан, кардиналы вереницей тянутся к Сикстинской капелле. Там, в изоляции от внешнего мира, они должны избрать нового Папу. Толпа верующих замерла в ожидании дымка, который вот-вот поползет из трубы Ватикана и возвестит: Habemus Papam - У нас есть Папа!
И мы проникаем в святая святых, где конклав решает, кому быть посланником Всевышнего на земле. А там - мрак кромешный: вырубился свет, и свечи возжечь нельзя - вредно для фресок. Позвать монтера тоже нельзя - смертным в святая святых хода нет. Какой-то кардинал с грохотом падает со ступеньки.
Идут выборы. Кардиналы, что наши думцы: подглядывают друг за другом, доносят, списывают. Выбрали ошарашенного честью Мельвиля. Новоиспеченный Папа выйдет к толпе, но в последний момент устрашится непосильной ноши.
Мишель Пикколи играет Мельвиля без тени гротеска - перед нами превосходная школа психологического анализа, и срочно вызванному психоаналитику останется только диагностировать. Обстановка вокруг тоже реалистична, а жанр комедии абсурда заложен в навек окостеневшем клерикальном сознании. В бессмысленности пышного Театра ритуалов, завладевших умами миллионов. Авторам фильма достаточно выдернуть из ритуала одно звено - и все посыпалось, все впало в ступор, все обнажило свою нелепость. Словно у надутого ватиканского гвардейца вдруг упали штаны.
Никто не знает, что теперь делать. Толпы на площади волнуются. Свежеиспеченный Папа сбежал из Ватикана, как Принцесса в "Римских каникулах" из дворца, и теперь с изумлением познает, как люди живут. Ватиканский спикер (в этой роли замечателен польский актер Ежи Стур) хочет избежать скандала и запирает в папских апартаментах гвардейца, чтобы тот тенью ходил за шторами, и все думали, что Папа жив и молится.
Замечателен диалог Мельвиля с врачом. Докторша не знает, кто перед нею, и спрашивает о роде занятий. А Папе нечего ответить: он вдруг с ужасом понимает, что всю жизнь отдал поклонам да молитвам, а делать что-то дельное не научился. Хотя в юности мечтал быть актером. Он и соврет: "Я - актер", лишний раз подчеркнув родство двух учреждений. Только театр не скрывает, что это игра, а Ватикан делает вид, что - всерьез. Театр в фильме тоже присутствует, в нем ставят чеховскую "Чайку" - пьесу, которую Мельвиль с юности знает наизусть. И там тоже есть свой безумец - актер, который хочет сыграть все роли сразу.
Пока Папа в Риме познает реальную жизнь, кардиналы в Ватикане пребывают в тягостном ожидании. С ними - вызванный к истерикующему Папе психоаналитик (в этой роли сам Нанни Моретти): он теперь слишком много знает и потому стал пленником Ватикана. От скуки он вовлекает конклав в волейбольную игру. И начинается еще один сюрреалистический театр, когда слетевшиеся со всего света старцы в сутанах перебрасываются мячом: Океания против Европы, Африка против Южной Америки. Всегда сонные монашки пробуждаются и становятся похожими на нормальных женщин. В попах пробуждается нечто человеческое. Но только на миг: Папу поймают и выведут к толпе на балкон. Чем закончится - не скажу, но ручаюсь: будет интересно.
Завязка фильма одновременно пришла в голову не только Нанни Моретти, но и сценаристам Франческо Пикколо и Федерике Понтремоли: новоизбранный Папа не может заставить себя выйти к толпе верующих. И три мастера объединили усилия, продолжив антиклерикальные традиции великих соотечественников Феллини и Пазолини.
На вопрос, верит ли он в Бога, Нанни Моретти отвечает, что родители верили, а сам он получил католическое образование, но верующим не стал. В фильме он сознательно не хотел касаться реальных скандалов, сотрясающих в последнее время церковный мир: педофилии или финансовых махинаций попов. Он настаивает, что это фильм о Ватикане - таком, каким автор его видит. Но сцена в соборе, куда забрел блуждающий по Риму Папа, взята с натуры: священник читает проповедь пустым скамейкам. И эпизод со Священным Писанием, в котором психиатр находит полную коллекцию душевных болезней, тоже основан на авторитетном документе - Библии.
Психоаналитик в фильме знает главную причину беспричинных страхов своих пациентов - недостаток родительского внимания в детстве. В такой же затянувшейся детской потребности в опеке, в боязни принимать самостоятельные решения и отвечать за свою жизнь авторы фильма видят диагноз слепой зависимости верущих от "святых отцов". Но при этом настаивают: это всего только наша версия попов и пап, а обидеть никого мы не хотели.
На предстоящий в мае Каннский кинофестиваль Нанни Моретти приглашен уже в качестве председателя главного жюри.