05.04.2012 03:20
    Поделиться

    Прокурор Нижегородской области оценил регион свежим взглядом

    Что в регионе требует особого контроля

    В ближайшее время пилотный проект "Территория без наркотиков" распространят на весь Нижний Новгород и 10 городов области, в регионе введут новую систему работы с беспризорными детьми и примут правила содержания и ремонта фасадов зданий.

    Об этом и многом другом в своем первом после назначения "программном" интервью "РГ" рассказал прокурор Нижегородской области Константин Кожевников.

    Российская газета: Константин Михайлович, вы в Нижнем Новгороде относительно недавно, можете оценить ситуацию свежим взглядом. Какие проблемы города и области бросаются в глаза, чем регион в лучшую или худшую сторону отличается от других, где вам довелось работать?

    Константин Кожевников: В целом ситуация стабильна, регион активно развивается, входит в число крупнейших в России. Проблемы типичны для всей страны - это вопросы ЖКХ, обманутых дольщиков, коррупции. У меня Нижний Новгород всегда ассоциировался с автомобилем "Волга", Стрелкой, такими устоявшимися эпитетами, как "карман России", "душа России". Мне хочется, чтобы исторический облик города сохранился, чтобы Нижний Новгород был более ухожен.

    Этой зимой мы активно занимались вопросами уборки дорог от снега, заставляли управляющие компании вовремя сбивать сосульки, чистить дворы. Хоть это и не совсем наш профиль, но я считаю эти вопросы важными: есть нормы благоустройства, их надо соблюдать. Мы - и жители, и власти - должны полюбить город.

    Для поддержания исторического облика городов области мы инициировали принятие региональным правительством правовых актов, которыми будут регламентироваться правила содержания и ремонта фасадов зданий. Предусмотрены меры ответственности и поощрения для их собственников.

    РГ: На недавнем заседании комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве области вы предложили изменить систему работы с беспризорными детьми и профилактики этой проблемы. В чем суть нововведений?

    Кожевников: За полгода я объехал половину районов области и после общения с прокурорами и местными властями понял, что для больших городов и маленьких сел нужны свои методы решения проблемы. Мы предложили четыре нововведения, которые, кстати, почти не потребуют дополнительных затрат.

    Первое - "Социальный патруль". В Нижнем много детей-попрошаек, бродяжек, они бегут на вокзалы, стремятся уехать. Часто таких детей находят в развлекательных центрах, в той же "Меге". А она находится уже в Кстовском районе, сразу вопрос - "чей ребенок"? Кто должен им заниматься? Вроде бы местные специалисты, но они говорят - пришел из Нижнего Новгорода. Такого быть не должно. "Социальный патруль" включит в себя сотрудника полиции, педагога, медика и прокурора. Они будут проводить регулярные рейды, выявлять беспризорных детей и на месте решать, какая помощь им нужна.

    В сельской местности мы столкнулись с тем, что много мелких преступлений совершается детьми. Казалось бы, там все на виду, но за ребятами никто не следит. Надо возродить систему наставничества. Не зря говорят, что нет бывших прокуроров и милиционеров. Таким отставникам поручим взять шефство над детьми из неблагополучных семей. Эти люди обладают авторитетом и гражданской позицией, смогут прийти, поговорить, предупредить.

    Третье направление - школы в больших городах. Мы предлагаем ввести уполномоченных по правам ребенка в 9 и 11 классах из числа учеников. Ответственных лидеров, которые найдут общий язык и со сверстниками, и с учителями.

    РГ: Каким статусом они будут обладать? С чего вдруг условный хулиган Петров будет слушаться такого уполномоченного?

    Кожевников: Конечно, школьный омбудсмен - лицо неофициальное. Но это не значит, что он ничего не сможет. Такой институт уже работает во многих регионах и показал свою состоятельность. В том числе при разрешении конфликтов учеников и учителей. Не секрет, что последние иногда могут и прикрикнуть, и ударить. А придет тот же инспектор в школу - уполномоченный ему все расскажет. Это позволит лучше отслеживать ситуацию и вовремя вмешиваться.

    Конечно, у таких ребят должно быть правовое образование. Подготовить их мы можем с помощью Ассоциации юристов, я как прокурор готов прочитать лекции о правах и обязанностях учащихся, разъяснить, что делать в сложных ситуациях.

    Наконец, четвертое - родительский патруль. Многие взрослые знают, где собираются ребята 10-11 классов, соответственно всегда можно прийти, посмотреть, проверить.

    Эта система поддержана областными властями, в апреле закончим оформление документов, и она заработает. После этого прокуроры на местах будут раз в полгода подводить промежуточные итоги, посмотрим на результаты.

    РГ: Еще одна проблема, касающаяся в первую очередь молодежи, - наркотики. В Ленинском районе Нижнего Новгорода стартовал проект "Территория без наркотиков". В чем его суть, почему именно там начался "пилот"?

    Кожевников: Начали там, потому что в районе работает инициативный прокурор, который с энтузиазмом принял этот вызов. Наша задача - координация работы всех силовых структур, а также максимальное привлечение к борьбе с наркотиками населения. Не секрет, что есть проблема коррумпированности в правоохранительных органах. Ведь все знают, где, кто, кому и сколько продает, но по делам у нас в итоге проходят только рядовые наркоманы. За прошлый год не возбудили ни одного дела по 230-й статье УК (склонение к потреблению наркотиков)! Это говорит о слабой организации работы следователей: не ищут тех, кто сажает на иглу, так как причастность к этому преступлению доказать сложно.

    Стали по-другому работать с наркоманами. Раньше их везли в суд, назначали штраф. Естественно, большинство из них не работает, заплатить нечем. Стали применять административный арест. За это время задержанного посещают нарколог, помощник прокурора. Первый уговаривает начать лечиться, второй - выясняет, кто поставлял наркотики.

    Начали использовать служебных собак в учебных заведениях, проводить неожиданные рейды. Процентов 20 учащихся в дни рейдов отсутствовали - почему, сказать уверенно не могу, но, наверное, были и те, кто испугался. Завтра они уже не понесут ту же травку в учебное заведение, не будут там распространять ее.

    В дальнейшем планируется реализовать аналогичные проекты на территории остальных районов Нижнего Новгорода и 10 областных городов.

    РГ: Расскажите о наиболее громких антикоррупционных делах. Судя по "сводкам с полей", чаще удается поймать за руку мелких взяточников?

    Кожевников: Такое утверждение действительно справедливо. Если посмотреть на статистику прошлого года, то две трети всех фактов взяточничества выявлено в сферах образования и здравоохранения (187 преступлений), в органах власти - всего 20 процентов (57 фактов).

    Из наиболее громких отмечу дело бывших начальника отдела маркетинга и материально-технического снабжения производства ГУФСИН по Нижегородской области и его заместителя, которые потребовали от представителя ООО "Волга Ойл" 500 тысяч рублей за сокрытие факта нарушения сроков поставки топочного мазута. В момент передачи денег преступники были задержаны и впоследствии приговорены к длительным срокам лишения свободы и штрафу.

    В производстве Арзамасского МСО СУ СКР по Нижегородской области находится уголовное дело в отношении замглавы администрации Арзамаса по имущественным отношениям, который предоставил ООО "Росич" преимущественное право приватизации муниципального здания, хотя прав на это фирма не имела.

    Несколько дел о взяточничестве было рассмотрено в отношении сотрудников полиции. Буквально на днях нами утверждено обвинительное заключение и направлено в суд уголовное дело в отношении двух полицейских, которые за 300 тысяч рублей предлагали вернуть владельцам изъятые игровые автоматы.

    РГ: Сейчас взяточников все чаще приговаривают к крупным штрафам, а не сажают в тюрьму. В марте двое нижегородских полицейских были оштрафованы на 9 миллионов рублей каждый, третий должен государству 8. Понятно, что честным путем они эту сумму за всю жизнь не выплатят, есть ли смысл в таком наказании?

    Кожевников: В каждом случае надо смотреть отдельно, возможно, у них есть имущество - квартиры, машины, которые можно продать. К тому же государство не будет тратить деньги на их содержание в тюрьмах, а такой приговор может предостеречь кого-то от преступления: для многих платить многомиллионный штраф всю жизнь хуже, чем провести несколько лет в тюрьме. Мы проведем анализ по подобным делам и посмотрим, как наказание реализуется на практике.

    РГ: В феврале-марте по Нижегородской области прокатилась волна отравлений угарным газом в домах с газовыми колонками, несколько человек погибли, больше десяти оказались в больницах. Самая частая причина - засорение дымоходов. Прокуратура может повлиять на сознательность газовщиков и управляющих компаний?

    Кожевников: Мы провели общенадзорную проверку исполнения требований закона при эксплуатации газового оборудования. Оказалось, что в более чем 2400 многоквартирных домах не заключены обязательные договоры на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение (ТО ВДГО и АДО), либо они заключены с неспециализированными организациями.
     
    У  многих ТСЖ и управляющих компаний не заключены договоры на проверку состояния вентиляционной системы. При этом совместная с государственной жилищной инспекцией проверка показала, что почти в 400 домах области дымоходы и вентиляционные каналы находятся в неудовлетворительном состоянии - чаще всего там просто нет тяги из-за засорения.
     
    Чтобы беда не случилась вновь, мы направили главе администрации Нижнего Новгорода информацию о необходимости инициировать проведение внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах для решения вопроса о заключении договоров на ТО ВДГО и АДО.
     
    Всего по результатам проверки выявлено 874 нарушения закона, возбуждено 35 дел об административных правонарушениях, направлено 252 заявления в суд. Постараемся в ближайшие полгода разобраться с этим вопросом, чтобы следующую зиму встретить спокойно.

    Досье "РГ"

    Константин Кожевников родился 11 декабря 1964 года в городе Иланский Красноярского края. В 1990 году с отличием окончил Хабаровскую высшую школу МВД СССР. Тогда же начал карьеру в правоохранительных органах - с должности стажера следователя прокуратуры района имени Лазо Хабаровского края. В 2006 году с поста первого заместителя прокурора края возглавил управление Генпрокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе. В сентябре 2007 года назначен прокурором Калужской области, в октябре 2011-го - Нижегородской. Кандидат юридических наук. Женат, двое детей.

    Читателю на заметку

    На территории Ленинского района в местах массового скопления людей - в кинотеатрах, торговых центрах, в ФОКе - установлены 17 ящиков для анонимных сообщений. С их помощью каждый может сообщить о местах возможной торговли наркотиками. Все ящики вскрываются сотрудниками прокуратуры, а их сообщения обязательно проверяются. Только за два месяца в ящики было положено 40 сообщений, по которым возбудили 24 уголовных дела. В том числе пресекли работу преступной группы, которая распространяла наркотики через Интернет. Система была такая: потребитель звонил по указанному на сайте телефону, делал заказ. Ему сообщали, куда перевести деньги, после чего приходило СМС с адресом, где можно забрать дозу. Оперативники задержали нескольких организаторов, их приехал освобождать руководитель группы, предлагал решить вопрос за 300 тысяч рублей, в итоге он тоже был арестован. Также была раскрыта группа наркосбытчиков, в которую входили три оперуполномоченных полиции.

    Поделиться