Корреспондент "РГ" встретился с пожарными, которые в числе первых пришли на помощь пассажирам упавшего под Тюменью самолета ATR-72. Это Анатолий Колпащиков и Юрий Строганов, живущие и работающие в поселке Горьковка, рядом с которым рухнул и загорелся авиалайнер.
Напомним, самолет ATR-72, совершавший рейс до Сургута, упал с 200-метровой высоты, почти сразу после взлета.
Это примерно в полутора километрах от поселка Горьковка, в чистом поле, где выращивают картофель, рядом с сельским кладбищем. В поселке есть отдельный пожарный пост. Там всегда пара человек на дежурстве. В их распоряжении ЗИЛ с цистерной на четыре куба. В тот день на смене был Анатолий Колпащиков, старший водитель, и его напарник Юрий Строганов. Они "рванули напрямик" - по метровому снегу. В обход дороги нет. Примерное направление движения сообщил диспетчер, ориентиром служили клубы черного дыма. Автомобиль порой по бампер зарывался в сугробы, натужно ревел, но не подвел - двигатель недавно капитально отремонтировали. Подъехали к горящему остову средней части самолета. Неподалеку копошились 3-4 неизвестных в защитной униформе без опознавательных нашивок. Кто были эти люди, вскоре незаметно исчезнувшие, что делали - до сего дня остается загадкой. Ни они сами о себе не заявили, ни о них никто ничего не знает. Не мародеры ли?
Пожарным было не до них, Юрий с тревогой подумал: "Топливные баки, верно, полны. Слава богу, не взорвались - был бы кромешный ад". Между прочим, у левого крыла, по словам очевидцев, горючее подтекало. Пламя было сравнительно небольшое, и подавить его, казалось, несложно.
- Однако мы сразу поняли: просто направлять брандспойт на очаги огня, без оглядки, нельзя. Как бы напором воды ненароком не погубить тяжелораненых. Кто-нибудь может и захлебнуться. И медлить нельзя - люди заживо сгорят или получат смертельно опасные ожоги, - говорит Анатолий.
Поэтому горьковские пожарные "заливали" полуразвалившийся салон осторожно, всматриваясь, нет ли где человека. Потушенные пластиковые конструкции удушливо чадили. Один из пострадавших, молодой человек в окровавленной рубахе, очнулся, самостоятельно пошел, не осознавая, где он, что с ним, лишь жаловался на холод. Пожарные занесли его в кабину ЗИЛа.
Следующий пожарный автомобиль - из самой Тюмени - также не стал дожидаться, пока бульдозер прочистит для спецмашин путь к месту катастрофы, уже в поле прихватив четырех специалистов областной службы экстренного реагирования во главе со спасателем международного класса Дмитрием Третьяченко.
Немного раньше их, в 8.15, приблизительно через 37 минут после сигнала тревоги (она прозвучала по внутриаэропортовской системе оповещения "Горн") вертолет "ЮТэйра" приземлился близ обломков фюзеляжа с врачами медсанчасти авиакомпании, а также двумя сотрудниками линейного отдела полиции аэропорта Рощино. Через несколько минут к ним присоединились еще трое полицейских, которые, по свидетельству подполковника Сергея Киселева, буквально бегом преодолевали сугробы - гуськом, попеременно торя тропинку. Раненых перевязывали, ставили им обезболивающие уколы, доносили до вертолета на носилках, спасательных жилетах, обломках обшивки самолета. Укрывали теплыми вещами, защищая от пронзительного ветра.
- Первым бортом в аэропорт Рощино отправлено пятеро выживших, следующим - семь. Отсюда в областную больницу №2 их увезли на машинах скорой помощи. Еще двоих, обнаруженных напоследок, погрузили в реамобили непосредственно на месте катастрофы. Мужчину, находившегося в крайне критическом состоянии, решено было доставить в клинику регионального центра на воздушном судне, - подытоживает сотрудник службы экстренного реагирования Елена Третьяченко. Она с самого утра была на месте крушения, многое видела своими глазами.
К девяти часам эвакуация раненых была завершена. Из 14 человек один скончался по дороге, второй - по прибытии в больницу. 12 пострадавших прошли через многочисленные операции. Сегодня в стационар переведут третьего пациента. В реанимации, в том числе в столичной клинике, остаются девять.