Вслед за решением проблем с квартирами для ветеранов и военнослужащих, государству придется вплотную заняться жилищными вопросами многодетных семей и детей-сирот. Об этом заявил уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, подводя итоги инспекционного визита в Мордовию во вторник, в ходе вечернего совещания в правительстве республики.
Самое интересное из увиденного в поездке детский омбудсмен успевал фиксировать с помощью айфона. Судя по записям в твиттере Астахова, в этот день он посетил детдом-школу в поселке Ялга и приемную семью Евдокимовых в Рузаевском районе, проверил ряд детских реабилитационных центров в Саранске, встретился с участниками проходящей здесь всероссийской олимпиады по физике, а также выучил мордовское слово "налксемань", что в переводе означает "игровая комната".
Уполномоченного сопровождал "детский спецназ" - группа юристов, которая проверила еще около 30 детских учреждений региона. В отличие от соседней Пензенской области, где Астахов накануне обнаружил в детдоме диски сомнительного содержания, в интернатах Мордовии "клубнички", равно как и запретного для этой возрастной категории интернет-контента, не нашлось.
Однако без добычи "детский спецназ" не остался: в ходе совещания в правительстве РМ Астахов предъявил собравшимся руководителям министерств и ведомств упакованное в пакетик средство контрацепции, в советскую эпоху именовавшееся "резиновым изделием номер два".
- Это нашли в детском реабилитационном центре - лежало в тумбочке у мальчика, - пояснил омбудсмен зардевшимся от смущения министрам. - А для чего?..
Книга из серии "ужастики" со штампом… библиотеки районной вспомогательной школы и кнопка экстренного вызова, оказавшаяся в запертой на ключ комнате интерната, оставшаяся после строителей куча окурков на балконе детской спальни и написанные на дверях непристойности, отсутствие душевых и биде в комнатах гигиены девочек… К сожалению, многое из того, что было зафиксировано в отчете по итогам инспекторской поездки в Мордовию, характерно и для других интернатов российской глубинки.
Вместе с тем детский омбудсмен выделил и ряд типично "мордовских" болячек. Одна из них - высокая статистика абортов среди несовершеннолетних девочек.
- Если говорить о детской беременности, то каждый подобный случай должен стать поводом для доследственной проверки, - констатировал гость. - В 2010 году в республике было зарегистрировано 143 таких факта, в 2011-м - 142. Но самое страшное то, что почти все они - за исключением двух-трех случаев ежегодно - заканчивались абортами. Такого нет больше нигде: в среднем по стране беременность среди несовершеннолетних прерывается примерно в половине случаев, а здесь этот показатель составляет 98 процентов.
Как отметил Астахов, практически все детские проблемы решаются в семье. Поэтому право на семью - основное право ребенка. Отсутствие в республике единого ресурсно-методического центра, который занимался бы работой с приемными родителями, омбудсмен назвал серьезным упущением.
- У вас идет рост вторичных отказов от приемных детей - в 2009 году было 16 таких случаев, а в прошлом - уже 23. А в субъектах, где подобные центры существуют, этой проблемы нет, - констатировал он.
Зато в плане возрождения традиционного института семьи Мордовия, по мнению Астахова, могла бы служить примером для соседей - как один из немногих регионов, где доля разводов составляет менее половины от числа заключенных браков. В среднем по России этот показатель колеблется в районе 65 процентов, а кое-где зашкаливает за 80.
Гость также высоко оценил местный опыт поддержки многодетности и похвалил республику за то, что в последнее время здесь активно решается вопрос с жильем для детей-сирот.
Отвечая на вопрос корреспондента "РГ", каким образом можно решить эту болезненную для многих регионов проблему в масштабах страны, маститый юрист охарактеризовал сложившуюся ситуацию как правовой нонсенс.
- По закону дети-сироты являются внеочередниками, а значит, очереди на жилье среди них не должно быть в принципе, - подчеркнул Астахов. - Тем не менее, сейчас в России 84 тысячи очередников из этой категории. Регионы заявляют: федерация должна нам помочь. Сейчас, когда мы планируем закончить программу обеспечения жильем ветеранов и военнослужащих, можно вплотную подойти к решению этой проблемы. Но тут встает новая дилемма: кого следует обеспечить квартирой в первую очередь - многодетную семью или детей-сирот? Казалось бы, ответ очевиден: дети-сироты - внеочередники, а многодетным жилье выделяется по очередности. Но если мы будем передавать появляющийся жилой фонд лишь сиротам, то этим самым будем косвенно провоцировать многодетные семьи к тому, чтобы они отказывались от своих детей, вынужденно передавая их на попечение государства - из-за элементарного отсутствия жилищных условий. А ведь у нас и так 80 процентов воспитанников детдомов и интернатов - социальные сироты. Мое мнение - нужно плотнее заниматься проблемами многодетных.
Павел Астахов, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка:
- Я считаю, что квартиры, выделяемые для детей-сирот, нельзя отдавать в собственность - это жилье важно сохранить. Сейчас мы на федеральном уровне пытаемся внести поправки в закон - чтобы ограничить хотя бы на пять лет право бывшего воспитанника детдома отчуждать полученное от государства жилое помещение. А в дальнейшем стоит подумать о том, чтобы предоставлять эти квартиры в пожизненное пользование в виде социального найма. Иначе мы делаем вчерашних детей-сирот заложниками этой ситуации: ведь даже повзрослев и выйдя в большую жизнь, они все равно остаются детьми, лишенными многих навыков и защитных механизмов, которые их сверстники, воспитывавшиеся в семье, получают автоматически. Мордовия - более-менее спокойный регион, а в Подмосковье известно немало случаев, когда таких детей просто убивали, чтобы завладеть жильем, либо обманом отбирали квартиры.