Теперь больницы и поликлиники могут скорректировать свои планы по закупкам. Сейчас они используют главным образом импортную продукцию. И мы зависим от зарубежных поставщиков, что сказываться на стоимости лечения.
Составлен список всего медицинского оборудования, которое производится в России и порой значительно дешевле импортного. Минпромторг уже опубликовал его на своем сайте. К концу года министерство также планирует подготовить законопроект об обращении медтехники, который поможет не только расширить производство в нашей стране, но и снизить цену обслуживания импортного медоборудования, рассказал "РГ" директор департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга Сергей Цыб.
РГ: Сергей Анатольевич, в проекте Стратегии развития медпрома ставится задача, чтобы объем продукции наших предприятий к 2020 году достиг 40 процентов всех закупок на рынке. Насколько это реально? Вы говорили, что стартовать приходится с более сложных позиций, чем, например, в фармотрасли.
Сергей Цыб: Это действительно так. Тем не менее, после тотального развала промышленности в 90-х годах, кое-какие направления в производстве медицинских изделий удалось сохранить и восстановить. В этом сегменте сегодня реально работает большое число малых и средних компаний.
Министерство, на мой взгляд, проделало серьезную работу: мы проанализировали буквально все, что производится сейчас в этой области в нашей стране. Перечень по всем видам оборудования недавно выложен в свободном доступе на сайте Минпромторга: это важно и для организации госзакупок, и для бизнес-планирования самими производителями.
В результате этой работы стало понятно, какой базой мы располагаем и в каком направлении стратегически лучше двигаться. На мировом рынке сегодня присутствуют десятки тысяч наименований всевозможных медицинских изделий - ясно, что распыляться, пытаясь наладить выпуск абсолютно всего дома, невозможно. Так что ближайшая наша задача - определить реперные точки для роста инновационных компаний.
РГ: О каких проектах уже можно говорить конкретно, а не в общих чертах?
Сергей Цыб: По поручению правительства мы работаем над крайне важным проектом в Дубне. Речь идет о создании совместного предприятия по производству диализного оборудования, создания диализных центров в России. В качестве партнера выступает один из мировых лидеров по таким технологиям. Потребность в центрах огромная - вы знаете, что больных почечной недостаточностью у нас очень много.
Ключевое направление - ядерная медицина. Такие центры появятся в Санкт-Петербурге, Подмосковье, Екатеринбурге, Томске. Не менее важный проект - производство эндопротезов, такие наработки есть в Пензе. В операциях с заменой разрушенных суставов нуждаются сегодня десятки тысяч людей. Кроме того, в той же Пензе идет работа по новым сердечным клапанам и малоинвазивным способам лечения сердца.
РГ: Руководители клиник жалуются: дорогую технику в рамках нацпроекта "Здоровье" закупили, но на комплектующие, расходные материалы, техобслуживание финансирование не предусмотрено. Крутись как хочешь. К тому же закупки удорожаются за счет взимания НДС. Может, надо менять нормативную базу?
Сергей Цыб: Основополагающий документ, который должен быть разработан до конца нынешнего года - это законопроект об обращении медизделий, он охватит все области - разработку, производство, вывод на рынок, контроль за обращением. Одновременно будем предлагать нашим коллегам из других ведомств меры по совершенствованию налогообложения, таможенно-тарифного регулирования.
РГ: Многие отрасли в России, тот же автопром, к примеру, поднимаются за счет развития совместного производства. Для медицинской промышленности этот вариант подходит?
Сергей Цыб: Конечно, мы делаем упор на партнерство с крупными международными компаниями, закладываем это в стратегию развития медпромышленности. Но речь идет не только об организации совместного производства на нашей территории.
Вспомним, как это было с автопромом: начинали с промышленной сборки, позже постепенно наладили производство компонентов. С медпромом стараемся сразу заложить развитие компонентной базы, для того чтобы встроить российского производителя в глобальную производственную цепочку. В качестве примера можно привести совместное производство томографов в Санкт-Петербурге - российская сторона участвовала а разработке программного обеспечения. У нас есть определенные компетенции в ядерной медицине. Развитие медпрома в России пойдет гораздо быстрее, если мы сумеем предложить крупным международным компаниям новые технологии.
РГ: Для развития рынка медицинской техники необходимо оптимально организовать госзакупки, ведь все приборы в больницы и поликлиники поставляются за государственный счет, частных медучреждений у нас пока не так много. Между тем критики закона о госзакупках постоянно твердят, что в случае с лекарствами и медоборудованием нельзя ориентироваться на минимальную цену, как того требует закон.
Сергей Цыб: Корректировать механизм госзакупок, действительно, нужно. Наши коллеги из минэкономразвития подготовили проект Федеральной контрактной системы, которая, возможно, позволит использовать при проведении конкурсов новые подходы.
Но некоторые реальные изменения уже сделаны. Например, введена 15-процентная преференция для российских производителей. В фармацевтическом секторе это уже работает. То же - и в случае с медицинской техникой. Если найдется российский производитель, который предложит оборудование, которое мы импортируем, при поведении тендера он получит 15-процентную преференцию перед импортером.
Министерство, со своей стороны, старается информировать потенциальных государственных заказчиков о том, какое российское оборудование существует. Совместно с РСПП мы подготовили список медицинского российского оборудования, доступный любым потенциальным госзаказчикам.
РГ: Сегодня много говорят о кластерном подходе в развитии фармацевтической, медицинской промышленности. Что это - просто модное слово или возможность быстрее двигаться вперед?
Сергей Цыб: Кластер, если говорить простым языком, это совокупность потенциальных возможностей на всех этапах создания какого-либо продукта: начиная от постановки задачи, разработки, производства и заканчивая непосредственно коммерциализацией и его продажами. Это должна быть и наука, и производство, и компетентные кадры, и развитая инфраструктура. Понятно, что когда усилия по созданию чего-либо нового сосредоточены в одном месте, упрощается взаимодействие всех звеньев цепочки, и задача решается быстрее и эффективнее. В рамках федеральной целевой программы мы предусмотрели создание центров по разработке лекарств и медизделий на базе нескольких университетов, где нужная инфраструктура сохранилась с советских времен. Развиваются фармкластеры в Санкт-Петербурге, Ярославле, подмосковном Долгопрудном на базе Физтеха.
Что касается медпрома, в ФЦП сделана ставка на Нижегородский университет им. Лобачевского, где создается центр медицинского приборостроения. Хочу подчеркнуть: министерство открыто для любых идей вне зависимости от географии. Мы заинтересованы в том, чтобы высокотехнологичные производства развивались не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах.
40 процентов закупок медоборудования к 2020 году должна составить российская продукция