Игорь Левитин, министр транспорта РФ
За минувший год в бюджетную систему страны организациями транспортного комплекса перечислено почти 515 млрд руб. Налоговых платежей, в том числе в федеральный бюджет - 441 млрд. Объем инвестиций в отрасль вырос с 2000 г. практически в 2 раза и составил 1,2 трлн руб. - примерно 11% от общего объема инвестиций в экономику РФ. Грузооборот всех видов транспорта вырос за последние 10 лет на 35% и достиг 2,6 трлн тонно-км, превысив докризисный уровень. Пассажирооборот за тот же срок прибавил 32,5%.
Практическими результатами нашей работы для жителей стал рост транспортной подвижности (на 5,3% по сравнению с 2010 годом), а для грузоотправителей - снижение транспортных издержек.
А теперь конкретно по видам транспорта. С 2000 по 2011 год объем перевалки грузов в морских портах РФ увеличился в 3 раза и составил более 535 млн тонн. В течение последних трех лет построены и в 2011 году введены новые мощности по обработке грузов в портах общим объемом около 30 млн тонн. Отечественные порты планомерно увеличивали долю грузов российской внешней торговли, стабилизируясь на уровне 85%. На долю портов Балтии и Украины приходится 15% против 50% в 2000-м.
Наметились позитивные тенденции в росте транспортной работы внутреннего водного транспорта. Объем перевозок грузов вырос за год более чем на 20%. Постепенно выходит из кризиса грузовая работа в речных портах. Благодаря увеличению государственной поддержки содержания внутренних водных путей удалось переломить ситуацию с неудовлетворительным и опасным техническим состоянием судоходных гидротехнических сооружений. Из 335 сооружений опасными остаются три, а в неудовлетворительном техническом состоянии - 51.
Важным итогом года стало принятие федерального закона, направленного на поддержку отечественного судостроения и судоходства. Закон устанавливает экономический режим для судовладельцев, зарегистрировавших свои суда в Российском международном реестре судов, соизмеримый с соответствующими режимами наиболее привлекательных в этом смысле флагов. Существенным образом расширена сфера применения Российского международного реестра судов.
Хорошие перемены и на воздушном транспорте. В 2011 году впервые в постсоветской истории России отечественными авиакомпаниями перевезено более 64 млн пассажиров. Докризисный уровень превышен на 26%, по сравнению с 2000 годом рост - 2,8 раза. Пассажирооборот (166,6 млрд пасс-км) гражданской авиации превзошел показатели, достигнутые РФ в составе СССР, почти на 15%, а грузооборот - в 2 раза.
Стабилизирована аэродромная сеть. Реализована новая модель возрождения и поддержки региональных и местных перевозок на Дальнем Востоке, в Сибири и районах Крайнего Севера на основе развития аэродромной и аэропортовой инфраструктуры через механизм казенных предприятий.
В воздушном пространстве РФ внедрена новая система эшелонирования, использующая сокращенные интервалы вертикального эшелонирования. Она позволяет: повысить пропускную способность воздушного пространства в два раза; сократить время ожидания вылета на 45%; обеспечить экономию топлива до 5%; сократить выбросы в окружающую среду на 5%.
Значительным результатом считаю разработку и реализацию программы субсидирования авиационных перевозок с Дальнего Востока и Сибири. Программа показала свою жизнеспособность и важность в первую очередь для дальневосточных жителей. В 2011 году количество субсидируемых маршрутов возросло до 30, а количество перевезенных пассажиров выросло на 16,5% (всего 371 тыс. чел.).
Коммерческий грузооборот автомобильного транспорта вырос на 15% и также превысил докризисный уровень. Объем перевозок грузов, выполненный российскими международными автоперевозчиками, увеличился на 11%. За 10 лет объем внешнеторговых грузов, перевозимых российскими перевозчиками, увеличился более чем в 2,5 раза и достиг 46%.
На железнодорожном транспорте продолжаются структурные преобразования: пассажирские перевозки в дальнем и пригородном сообщении были выведены из состава деятельности ОАО "РЖД", созданы дочерние общества головной компании в сфере плановых видов ремонта вагонов и др. Сформирован конкурентный сегмент в области грузовых перевозок. К концу прошлого года парк приватных грузовых вагонов составил 98% от общего количества.
Несколько слов о финансировании отрасли. На реализацию основных приоритетов в 2011 году направлено из федерального бюджета почти 646 млрд руб., что в сопоставимых ценах ниже уровня 2010 года. Объем инвестиций по ФЦП составил примерно 355,2 млрд руб., что также соответствует уровню 2010 года. В качестве положительной тенденции необходимо отметить рост объема внебюджетных инвестиций на 22%.
В целом, считаю, 2011 год выдался насыщенным и результативным. Но, к сожалению, имели место тяжелейшие резонансные трагические события. В начале года (24.01.2011) в аэропорту Домодедово террористический акт: 37 человек погибло, 117 человек получили ранения. Спустя пять месяцев (20 июня 2011 г.) при заходе на посадку в аэропорту Петрозаводск (Бесовец) произошла катастрофа самолета Ту-134 "Авиакомпании РусЭйр". Через 20 дней (10 июля 2011 г.) на Куйбышевском водохранилище произошла авария с пассажирским дизель-электроходом "Булгария". 7 сентября произошла катастрофа самолета Як-42 "Авиакомпания "ЯК СЕРВИС". В конце года в Охотском море затонула буровая платформа "Кольская".
Настораживает тот факт, что всплеску аварийности предшествовал рост инцидентов, которые явно сигнализировали о неблагополучном положении дел с безопасностью по ряду направлений. Однако в нужный момент должных выводов сделано не было. Вместе с тем работа по профилактике и предупреждению аварийности и обеспечение технологической безопасности - самая приоритетная для всей системы управления в отрасли.
А теперь о первоочередных задачах отрасли. Первое - модернизация и развитие транспортной инфраструктуры на инновационной основе. Безусловным приоритетом является реализация программ развития транспортных узлов. В течение ближайших двух-трех лет необходимо завершить устранение основных узких мест во всех транспортных коммуникациях.
Необходимо заниматься дальнейшим развитием терминальных мощностей в морских портах.
Подчас владельцы терминалов, используя монопольное положение, применяют меры недобросовестной конкуренции и создают искусственный дефицит обрабатывающих мощностей в портах. В этой ситуации представляется целесообразным рассмотреть вопрос о создании государством дополнительных мощностей для обеспечения необходимого уровня конкуренции. В 2012 году предусматривается увеличение портовых мощностей еще на 75 млн тонн, и мы будем стимулировать работу в этом направлении. К 2016 году планируется обеспечить перевалку грузов в портах России в объеме 770 млн т в год, в том числе иметь 15-процентный резерв пропускной способности.
Приоритетными в сфере внутреннего водного транспорта являются вопросы обеспечения безопасности судоходства. Минтрансом подготовлен законопроект о внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта, который предусматривает ряд мер, в том числе введение института государственного портового контроля в речных портах. Кроме того, в течение пяти лет необходимо устранить лимитирующие участки на Единой глубоководной системе европейской части РФ.
В обеспечении доступности транспортных услуг для населения прежде всего стоит вопрос о развитии региональных и местных воздушных перевозок. Следует продолжить работу по расширению сети аэродромов, включенных в систему казенных предприятий. В этой работе следует сделать акцент на оптимизацию работы предприятий, либерализацию требований к объектам, там, где это допустимо без ущерба безопасности полетов, внедрению типовых решений по объектам инфраструктуры.
В этом году правительством принято решение о начале программы по поддержке межрегиональных перевозок через механизмы субсидирования. В настоящее время сформировано 80 направлений и определены условия предоставления субсидий. На эту программу в течение ближайших трех лет предусмотрено выделение 3 млрд руб. Также предусмотрены финансовые ресурсы около 6,5 млрд руб. на поддержку программ закупки воздушных судов на основе компенсации ставки лизинга.
Для повышения качества и безопасности автомобильного транспорта необходимо продолжить работу по результативности нормотворческой деятельности в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам, ответственности за перевозку пассажиров, опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
Повышение уровня комплексной безопасности населения на транспорте, включая экологическую безопасность. Основная задача в этом направлении - плановая реализация программных мероприятий. В первую очередь - завершение оценки уязвимости и категорирования объектов транспортного комплекса, а также разработка планов защищенности и оснащение объектов. Кроме того, на минтранс с 2012 года возложены функции государственного заказчика-координатора работ по проекту "Создание системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА ГЛОНАСС". Реализация этого проекта повысит транспортную безопасность благодаря повышению оперативности реагирования и эффективности ликвидации последствий транспортных происшествий на автодорогах, а также уменьшения тяжести последствий ДТП.
Поставленные задачи социальной и экономической направленности могут быть решены только путем концентрации усилий всех ветвей власти, общества и бизнеса. При этом необходимо учитывать, что в силу объективной инерционности транспортной системы ее будущие проблемы должны решаться уже сегодня. Комплексный подход к решению транспортных проблем, их обсуждение в рамках расширенного правительства позволят создать благоприятные инфраструктурные условия для экономики.
(По материалам коллегии минтранса)
Досье
Левитин Игорь Евгеньевич родился 21 февраля 1952 года в поселке Цебриково Одесской области. С 1970 года в рядах вооруженных сил.
В 1973 году окончил училище военных железнодорожных войск и военных сообщений в Ленинграде. В 1983 году - Военную академию тыла и транспорта. Специальность - "инженер путей сообщения". С 1973 по 1976 год проходил службу в Одесском военном округе на Приднепровской железной дороге, с 1976 по 1980 год - в Южной группе войск. С 1983 по 1985 год занимал пост военного коменданта железнодорожного участка и станции Ургал на БАМе. Участвовал в стыковке "Золотого звена". С 1985 по 1994 год работал на Московской железной дороге в должности военного коменданта участка, а затем - заместителя начальника военных сообщений. С 1996 по 2004 год работал в ЗАО "Северстальтранс", с 1998 года - заместитель генерального директора компании. Курировал вопросы транспортного машиностроения, железнодорожных перевозок и работы морских портов. Входил в Общественный совет при правительственной комиссии по реформе железнодорожного транспорта. 9 марта 2004 года назначен министром транспорта и связи РФ. Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 643 назначен министром транспорта Российской Федерации. Кандидат экономических наук. Женат, имеет дочь.
ДОСЛОВНО
Владимир Путин, председатель правительства РФ:
- Надо расширять возможности перевозчиков по покупке новой техники, внедрять более эффективные лизинговые схемы. Не менее важно обновить объекты транспортной инфраструктуры, оснастить их надежными инженерно-техническими средствами досмотра и контроля. В целом на транспорте должны действовать самые современные стандарты по требованиям безопасности.
Цифра
10 миллионов транспортных средств входят в современную систему транспортного комплекса России.
Кстати
Система "ГЛОНАСС" применяется все чаще. Спутниковыми системами захода на посадку оснащено 38 аэропортов РФ, из них 20 - в 2011 году. На автомобильном транспорте по итогам прошлого года средствами спутниковой навигации в составе корпоративных автоматизированных диспетчерских систем оборудовано более 49 000 транспортных средств в 100 городах 45 регионов страны.
Тем временем
На рассмотрении в Государственной Думе находится проект Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам", устанавливающий общий размер ответственности перевозчика за гибель пассажира на всех видах транспорта в размере 2 млн руб.
Справка
Ежесуточно по транспортным коммуникациям перевозится 59,7 млн пассажиров, 28,6 млн тонн грузов. В морских и речных портах переваливается около 2 млн тонн грузов в сутки. Валовая добавленная стоимость, созданная на транспорте, увеличилась за последние 10 лет в 2,5 раза и составляет 7% ВВП страны. Экспорт транспортных услуг вырос в 5 раз и превысил в 2011 году 14 млрд долларов - это треть от экспорта всех видов услуг.