В ходе состоявшейся 26 марта международной конференции "Железнодорожные перевозки нефтеналивных грузов" отмечалось растущее значение портов стран Балтии, особенно Литвы, в этих перевозках. Такая тенденция связана как с гибкой тарифной политикой в этих портах и на примыкающих железных дорогах, так и с эксплуатационными возможностями данных портов .
По данным Стасиса Гудвалиса, директора управления по грузовым перевозкам Литовских железных дорог, Вильнюс проводит прагматичную политику в сфере транзитных тарифов. И прежде всего - в портовой сфере. Это, по его словам, способствует росту транзитного грузооборота Клайпеды и Бутинге по нефтяным грузам, поступающим из России, Беларуси и Казахстана.
Вдобавок эти порты - незамерзающие и в сравнении с соседними портами России и стран Балтии намного ближе расположены к странам - потребителям "постсоветских" нефти и нефтепродуктов. Кроме того, те же порты обслуживают транзитные нефтяные грузы, следующие через южную Латвию.
Стасис Гудвалис отметил также, что "тарифная политика литовских портов тесно связана с тарифными изменениями на железных дорогах страны". Так, в прошлом году средний уровень роста грузовых тарифов на стальных магистралях Литвы составил только 6,5% - это меньше, чем на железных дорогах Беларуси (8%), России (8%), Латвии (7,5%), Польши (около 10%). И примерно вдвое меньше, чем в Узбекистане (14%). Аналогичную транзитную политику Литва намерена проводить и впредь.
В этой связи в ходе упомянутого форума было отмечено, что ввиду более высокого повышения тарифов на железнодорожной сети России сохраняется своего рода "разрыв" в транзитных потоках через Калининград. Если точнее - внешнеторговые и международные грузы, направляемые по стальным магистралям в порты этого эксклава, все в большем объеме поворачивают к латвийским и особенно к литовским портам. Ибо затраты на перевозку в этих направлениях оказываются меньшими в сравнении с традиционным маршрутом через Беларусь и - Литву.