Специальный приз "Российской газеты" "за верность классическим традициям русского искусства, талантливое воплощение на экране одного из шедевров русской драматургии" на фестивале "Дубль дв@" присужден фильму "Иванов" Вадима Дубровицкого.
"Я очень люблю Чехова, - во вступительном слове перед фестивальным показом картины признавался известный театральный продюсер и режиссер Вадим Дубровицкий, дебютировавший с "Ивановым" в кино. - Когда я снимал фильм, я догадывался, что у него не будет широкого зрителя и широкого экрана, - сегодня такое время (а может быть, такое время было всегда, и нам это только кажется), когда просто размышления героев о жизни, которой они живут, наверное, не являются чем-то таким, что привлекает особое внимание широкой публики. Я не склонен жаловаться на плохой прокат или времена - все есть так, как есть. Я взываю полюбить Чехова и надеюсь, что не сильно попортил его своим вмешательством. Не было задачи как-то удивить или же, как теперь модно говорить, предоставить новое слово или новое прочтение. Я вообще сторонник того, что с новым прочтением надо быть крайне аккуратным, и считаю, что новое прочтение очень часто возникает от неумения читать - читать глубоко и внимательно. Свой голос возникает, если своим голосом разговаривать, поскольку голоса у нас у всех разные. Если мне удалось угадать с лицами, голосами, темпоритмами, с моим пониманием того, что имел в виду Чехов, то, вполне не исключено, что получилось интересное кино. Я буду рад, если этот фильм затронет смотрящих. Поскольку, еще раз повторюсь, мечтать о широком прокате не приходилось, мне просто важно, чтобы этот фильм кто-то увидел".
Реакция на картину Вадима Дубровицкого на фестивале "Дубль дв@" была более чем восторженная - зрительские отклики читайте на сайте www.rg.ru и фрагменты из них - на этой же полосе правее, включая победителей конкурса зрительских рецензий.
О парадоксах нашего и чеховского времени Вадим Дубровицкий рассказал в интервью "Российской газете" после церемонии награждения.
- В своем фильме вам удалось собрать блестящий актерский состав: Богдан Ступка, Алексей Серебряков, Эдуард Марцевич, Владимир Ильин, Анна Дубровская, Валерий Золотухин. Но когда вы приступали к кастингу и звонили с предложением, у всех актеров первое ощущение было - это розыгрыш? Спрашивали: "И что, правда, будете Чехова снимать?" Я сейчас о тенденциях. Большинство людей, которые фильм видели, от него в восторге. Он лидер по отзывам - умным, доброжелательным, благодарным. Ваша версия: почему он не добрался до широкого проката - есть ответ, соотносимый с логикой? Почему хороший фильм, с изумительно красивым изображением, с прекрасными актерскими работами, по русской классике, у нас, как правило, сегодня становится могилой неизвестного солдата? Я в данном случае не только об "Иванове" говорю - об общем положении в стране.
Вадим Дубровицкий: Я когда слышу разговоры про кино, складывается впечатление, что кинопроцесс рассматривают вне контекста всего общества и всего того, что происходит во всей стране. У нас сегодня плохо с культурой, просто беда. Причем с культурой даже не только театральной, кино и прочей, а с культурой в широком смысле: с культурой поедания пищи, культурой общения на дорогах за рулем. Дальше - тупик. И мне кажется, одного осознания этой катастрофы снизу сегодня не достаточно; сверху должно от власти пойти какое-то решение. Один пример. На днях по телевидению показывали эпизод: летчик в Америке сошел с ума в полете. По всем телеканалам говорили, что летчик на такой-то высоте вдруг вышел из кабины, начал заговариваться. Наши телеведущие это передавали как комикс - с улыбкой. Вообще-то ничего веселого в ситуации не было: человек сошел с ума, двести пассажиров оказались висящими в воздухе. Случился героический поступок, чудом в самолете оказался летчик, который смог дальше вести самолет, оказался врач. Но это совпадение, спасшее от трагедии. А мы веселились. У нас "Камеди клаб" стало тоном нашего общения. Я их не обсуждаю - на вкус и цвет товарищей нет, и доказать невозможно, что это юмор за гранью не то что интеллигентного, а просто элементарно культурного человека. Я говорю о том, что проблема не сугубо кинематографическая. Мне повезло, я когда-то общался с покойным композитором Николаем Каретниковым. Мы дружили. И Николай Николаевич мне как-то сказал: слушай, я думал, что при советской власти деятелям культуры было плохо, потому что они все время нас доставали. Сейчас хуже: нас вообще никто не замечает, мы никому не нужны...
Сегодня такое культурное пространство сильно формирует телевидение. Что пенять на кинопрокатчиков, если фильм "Иванов" по случайному совпадению (действительно по случайному) вышел к 150-летию рождения Чехова. Когда я это понял, подумал: все, наши в дамках. Надеялся, что сейчас, под юбилей-то... На один из центральных телеканалов я отдал диск, который, как вы говорите, вызвал такие хорошие отзывы у людей. И вот культура общения - мне никто не перезвонил, никто не сказал "спасибо", или "до свидания", или "идите подальше". Я сам с трудом дозвонился и услышал от помощника довольно ироничное, с таким пренебрежением: "Вы - смелый человек". Имелось в виду, что я - идиот, который решился подобное делать. С пояснением: "Понимаете, нашей публике это не нужно. Это не наш формат".
- Проблема в том, что кто-то все время решает, что публике нужно.
Вадим Дубровицкий: Я тогда ответил: если в год 150-летия Чехова фильм по Чехову с Богданом Ступкой, с Эдуардом Марцевичем, с Владимиром Ильиным не есть формат нашего российского телеканала, тогда это не формат вообще. Называйте канал "Великобритания"...
Полностью интервью читайте в ближайших номерах "РГ"