Под Псковом уже тринадцатый год реализуется проект, не имеющий аналогов в России. Люди с ограниченными возможностями, которым очень непросто найти свое место в обществе, здесь чувствуют себя по-настоящему нужными.
"Наши ребятки"
Никита Ильин, 25-летний высокий юноша с не по-взрослому добрым лицом, немного смущаясь нашего внимания, берет в руки деревянные детали затейливой формы и аккуратно покрывает их олифой. Потом вкладывает загогулины друг в друга - получается верблюд, симпатичная игрушка-пазл. Производственно-интеграционные мастерские - единственное место, где Никита может работать. Со статусом "инвалид детства" на обычное предприятие ему не устроиться.
- До трех лет сын был здоров, а потом ему сделали прививку от кори в садике - и мальчик стал инвалидом второй группы, - рассказывает Лариса, мама Никиты. - В Мурманске, где мы раньше жили, сын окончил коррекционное училище на столярного плотника, но понятно, что на работу его никто бы не взял, даже без допуска к станкам. Не знаю, что бы мы делали, если б пару лет назад не переехали в Псков, где оказались интеграционные мастерские.
Похожая история у сверстницы Никиты Ани Борисовой, которая работает за соседним столом - шлифует заготовки для игрушек мелким наждаком. Уже пять лет.
- Анечка родилась с серьезным нарушением белкового обмена. В Европе таких детей лечат с младенчества, и они вырастают совершенно здоровыми. У нас же болезнь пропустили и в роддоме, и в поликлинике, правильный диагноз поставили только в два года, когда у дочки уже был безвозвратно поврежден мозг, - говорит мама девушки Татьяна. - Как у многих здешних ребят, у Ани нарушена мелкая моторика, но в остальном она умница: все умеет делать, хорошо поет. Однако перспектив у нее никаких. Наши дети никому не нужны, кроме нас самих и этого центра. Здесь они и работают, и общаются, и постоянно чему-то учатся.
Производственно-интеграционные мастерские - это комплекс коттеджей на окраине Пскова в окружении соснового леса. Здесь работают и проходят реабилитацию люди с ограниченными умственными и физическими возможностями. Сейчас их насчитывается 146 человек.
- По правилам их надо называть клиентами, но это, согласитесь, нехорошее слово. А инвалиды - и вовсе обидное. Поэтому я говорю: "Наши ребятки", хотя они все взрослые - от 18 и старше, есть и такие, кому за 50, - улыбается директор мастерских Лариса Федотова.
Альтернатива интернату
Представление о трудовой деятельности людей с умственными и физическими нарушениями в нашей стране чаще всего ограничивается мастерскими при психоневрологических интернатах, где больные клеят скучные коробки и конверты. В Пскове решили смотреть шире и сформулировали главную задачу как изменение общественного мнения: инвалиды не должны быть изгоями, они имеют такие же права и возможности, как и другие люди, но нуждаются в индивидуальном подходе.
В 1992 году здесь был построен центр лечебной педагогики для детей с множественными умственными нарушениями. Прошло несколько лет, и ребята, которые считались необучаемыми, начали общаться, читать, рисовать, что-то мастерить. Встал вопрос: а что дальше? Отправлять домой или ссылать в закрытый интернат - значит перечеркнуть все то, чему они с таким трудом научились. Так родилась идея создания небывалых для России производственно-интеграционных мастерских. Местные власти выделили под проект территорию бывшего кемпинга и взяли на себя текущее содержание, а основную часть денег на строительство дал немецкий благотворительный фонд Вернера Петера Шмитца (в благодарность мастерским было дано его имя). Позже к финансированию подключился областной бюджет: он взял на себя половину расходов на завершающую, четвертую очередь строительства.
"Мы вместе"
Производство в интеграционных мастерских не ограничивается столярных цехом, где работают Аня с Никитой (к слову, кроме игрушек, здесь выпускают и комплекты дачной мебели, и банную утварь, и много других полезных вещей). Девушки из швейного отделения сейчас заняты большим заказом - шьют оригинальные холщовые сумки к 1150-летию Изборска. В картонажном цехе делают коробочки под гамбургеры и картошку фри для фастфудов. Прачечная не только обеспечивает чистой одеждой мастерские, но и обслуживает некоторые кафе и рестораны города. В теплицах и на грядках выращивают рассаду и цветы, которые потом расходятся по всем цветочным магазинам Пскова. Ребята из хозяйственного отделения следят за чистотой в помещениях и накрывают на столы к обеду. Недавно в мастерских появился новый цех - металлообработки. Здесь чинят инвалидные коляски со всей Псковщины. Дело перспективное, ведь профессиональным ремонтом колясок в области не занимается никто, так что заказами мастера обеспечены с лихвой.
Особый блок - отделение развития и ухода. Здесь те, кому состояние здоровья не позволяет принимать участие в производственном процессе. От самых тяжелых ни на шаг не отходят нянечки, с остальными сотрудники мастерских проводят обучающие занятия - примерно как в детском саду.
- Родители привозят к нам ребят утром и забирают вечером. Это дает возможность мамам и папам работать, не теряя квалификацию, не ограничивая свою жизнь уходом за больным ребенком и в то же время не волнуясь о нем в течение дня, - говорит Лариса Федотова.
Миловидная девушка Оля в инвалидной коляске сидит за компьютером. Специально для нее сконструировали приспособление, позволяющее набирать текст головой - все остальные части тела ее не слушаются. Буквы на мониторе появляются отчаянно медленно, но потом из этого получится газета о жизни интеграционных мастерских "Мы вместе", которую охотно покупают родители.
Быть полезным
Русская красавица Нелли привезла дочку Ирину в псковские мастерские из Воронежа. После первого дня девушку распирают эмоции: видела, как выращивают цветы, училась делать стежки, пела в хоре, а главное, почти со всеми перезнакомилась.
- Дочери 23 года, а жизнь сводится к четырем стенам: сделала что-то по хозяйству, погуляла с собакой - вот и все, - рассказывает Нелли. - О том, что существует такой проект, нам рассказала жена брата, которая живет в Пскове. Приехали, посмотрели, пришли в восторг. Решили, что два летних месяца Ира поживет у родственников, попробует работать в мастерских, а там видно будет.
Между прочим, в истории интеграционных мастерских уже были случаи, когда родители переезжали в Псков из других городов только для того, чтобы дать своему ребенку возможность почувствовать себя полноценным человеком: работать, общаться, иметь друзей.
- Ребята у нас зарабатывают символические деньги - до 500 рублей в месяц. Это необлагаемое налогом социальное пособие, которое по закону мы имеем право платить, - говорит Лариса Федотова. - Но дело совсем не в деньгах. Для наших ребят очень важно, что они производят полезные людям вещи - качественно, красиво и в срок. Они так гордятся: "Я еду на работу. Сам! Как мама и папа. Как взрослый".
Тем временем
В Пскове уже несколько лет действует проект "Учебная квартира". Четверо молодых людей с инвалидностью разной степени тяжести в течение трех месяцев живут в одной квартире - в сопровождении специалистов, но без родителей. Там они учатся готовить, ходить в магазин, оплачивать коммунальные услуги, ухаживать за собой и помогать более слабому. Таким образом люди с умственными и физическими отклонениями осваивают навыки жизни в социуме, а их родители уже спокойнее думают о том, что будет с детьми, когда их не станет.
Лариса Федотова, директор производственно-интеграционных мастерских имени Шмитца:
- Продукция мастерских неплохо продается, хотя, конечно, о самоокупаемости речь не идет - в социальной сфере это просто невозможно. Тем не менее одна из наших задач - полноценно влиться в экономику города. Не столько для заработка, сколько для того, чтобы доказать: люди с ограниченными возможностями способны хорошо работать и быть полноправными членами общества.
А самая высшая наша цель - сделать так, чтобы человек с инвалидностью мог найти работу на свободном рынке труда. Для этого надо помочь ему стать достаточно коммуникабельным и уверенным в себе. И нескольким ребятам это удалось. Они стали дворниками, разнорабочими, грузчиками, один человек работает на крекерной фабрике. Конечно, работа низкоквалифицированная, но они ушли во "взрослую" жизнь, и это очень важно.
Наши ребятки начали сами выходить в город, участвовать в праздничных концертах, петь и танцевать, выступать на праздниках, и на них смотрят, не отворачиваются. Они ездят на работу в городском автобусе, подают руку старушкам, обсуждают с ними пенсии. А несколько лет назад, помню, вокруг них в транспорте был вакуум: люди боялись ненароком прикоснуться к "не таким как все".
Да, есть злые люди, но постепенно нам удается справляться с недоверием и предвзятым отношением к людям с нарушениями. Поверьте, ситуация меняется.