В России с каждым годом усиливается тенденция к росту потребления

Российская экономика имеет второй по величине ВВП в Европе с существенными темпами роста располагаемого дохода, а также средний класс, составляющий 25% населения. Такое богатство на фоне усиливающейся тенденции к росту потребления не может не внушать оптимизм.

Объем продаж в 2011 году по сравнению с 2010 годом вырос на 11% (непродовольственные товары увеличились на 7%, а продуктовые - на 12,5%). Таковы данные последнего исследования компании Nielsen.

Однако, несмотря на радужные прогнозы, российские потребители продолжают вести себя настороженно. Индекс потребительского доверия по мировым меркам относительно мал, хоть и считается одним из самых высоких в Европе. Для того чтобы раскрыть потенциал российского потребительского рынка, необходимо понимание покупательских привычек потребителей. По мнению исследователей, российские потребители требовательны, технологически подкованы, восприимчивы к новому и экономны. Поскольку средний класс и покупательская способность в России выросли, увеличилась и потребность в грамотном привлечении покупателей.

"Добейтесь соотношения цена-качество, - рекомендует директор отдела по обслуживанию клиентов подразделения аудита розничной торговли компании Nielsen Екатерина Эдельштейн. - Потребители обеспокоены ростом цен и все больше говорят о том, что у них нет свободных средств. Поскольку большинство потребителей в курсе цен и замечают их колебания, изменяйте размер упаковки, проводите промоакции, работайте с собственными торговыми марками, но увеличивайте цены минимально".

В первую очередь эксперты советуют предлагать более широкий ассортимент как в традиционном, так и в онлайновом магазине. Как следствие, необходимо усовершенствовать систему дистрибуции и повысить заметность в Интернете.

Российский потребитель все больше интересуется информацией о продукте. Все чаще он обсуждает рекламу или сами товары в социальных сетях. Это говорит о том, что ретейлерам необходимо предоставлять как можно больше информации о продукте. Большая территория России - это вызов при продвижении товаров. Чтобы преуспеть, маркетинговая компания должна содержать важную информацию, а также быть полноценной и своевременной.

Учитывая грядущие изменения на потребительском рынке и в розничной торговле, крайне важно сохранить лояльность потребителей к бренду, а также более активно продвигать новые товары.

Эксперты советуют никогда не забывать о дистрибуции. По их мнению, на российском рынке дистрибуция остается главным ключом к успеху.

По данным исследования, больше половины россиян (53%) ходят за покупками каждый день. Поэтому им важно, чтобы магазин с необходимыми товарами был рядом с домом, а привычные бренды всегда были бы в наличии (предпочтительнее на одной и той же полке) и по приемлемой цене.

"Несмотря на то что покупатель хочет приобрести товар по привлекательной цене, он не ищет самую низкую цену, он хочет справедливой цены, чтобы за десять вложенных рублей качество товаров отвечало на эту десятку и не меньше", - считает директор по развитию бизнеса в России и Северо-Восточной Европе Nielsen Илона Лепп.

Также не менее важно инвестировать в персонал, так как продавцы должны отвечать главной стратегии ретейлера, даже если они меняются каждый день. "Не нужно бешеных инвестиций в персонал, - добавляет Илона Лепп. - Главное, чтобы он был вежливым и обучаемым".

В 2011 году количество торговых точек в России не изменилось. Однако произошли активные структурные изменения. Количество небольших несетевых магазинов постепенно, но неуклонно сокращается. Вместе с этим растет число "сетевиков". Как правило, прирост происходит за счет международных компаний, как следствие, ужесточается борьба за долю рынка. Свой вклад, как ни странно, вносят и киоски. И хотя запрет на торговлю пивом и сигаретами в несанкционированных торговых точках затрудняет развитие этого канала, эксперты прогнозируют, что пивные ларьки в ближайшем будущем переквалифицируются в мини-бары и еще не скоро уйдут с рынка.

Несмотря на активное развитие сетей, участники рынка говорят о том, что не хватает магазинов формата "возле дома". "Развитие крупных гипермаркетов способствует не только увеличению пробок, но и не отвечает потребностям большинства покупателей, - уверена Илона Лепп. - Не каждый готов потратить практически целый выходной день для того, чтобы закупить продукты на неделю. Будущее за супермаркетами в шаговой доступности, но при условии, что они будут расширять непродовольственную линейку для того, чтобы покупатель смог приобрести все необходимое в одном месте".

Помимо того что потребитель хочет покупать товары возле дома, он желает делать это с максимальной выгодой, а значит, товары с промоэтикеткой скорее всего отправятся в его корзину. "Нельзя недооценивать промоакции, - уверен менеджер отдела исследований компании PepsiCo Foods в России Владимир Расторгуев. - Они заставляют покупать то, что изначально не планировалось. Покупатели в большинстве таковы, что даже могут поменять магазин, если узнают, что там проводится больше акций, чем в привычном ему магазине".

По данным исследования, объем промоакций постоянно растет. Такая популярность связана в первую очередь с тем, что, например, непродовольственные товары потребитель может покупать впрок. Продукты питания, купленные по акции, по мнению самих покупателей, - это шанс сэкономить на повседневном товаре.