15.05.2012 11:54
    Поделиться

    "Электронная таможня" не устроила перевозчиков СЗФО

    Перевозчики не могут освоить интернет-технологии, предложенные федеральной таможенной службой

    Уже через месяц иностранные товары, ввозимые на территорию Таможенного союза автомобильным транспортом, должны будут оформляться с обязательным использованием процедуры предварительного информирования (ПИ). Соответствующее решение комиссии Таможенного союза вступит в силу 17 июня 2012 года. "Российская газета" узнала, готовы ли перевозчики СЗФО к повсеместному и обязательному внедрению таможенных интернет-технологий.

    Электронный телепорт

    Предварительное информирование призвано сократить время "простоя" товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу РФ. Раньше подготовка копий транзитных деклараций осуществлялась непосредственно на границе - либо сотрудниками таможни, либо таможенными представителями перевозчика. Эта техническая процедура занимала, как правило, не меньше часа, оказывая существенное влияние на скорость продвижения автомобильной приграничной очереди.

    Используя систему предварительного информирования, перевозчик, отправитель, получатель груза или другое заинтересованное лицо смогут направлять таможенным органам сведения о ввозимом товаре заранее - не позднее, чем за два часа до прибытия автомобиля в пункт пропуска. Электронная копия транзитной декларации будет формироваться на основе предварительной информации, а таможенное оформление одного автомобиля в идеале не будет занимать более 15 минут.

    В новых условиях таможенное оформление одного автомобиля в идеале не будет занимать более 15 минут

    Строго говоря, внедрять интернет-технологии в работу таможенных постов автомобильных пунктов пропуска таможенные органы РФ начали еще в 2010-2011 годах, не дожидаясь вступления в силу решения комиссии Таможенного союза. Перевозчиков на семинарах и конференциях призывали пользоваться системой предварительного информирования в добровольном порядке, чтобы сократить время ожидания автомобиля на границе и "потренироваться" в использовании незнакомой процедуры.

    Сейчас участники внешнеэкономической деятельности, которые занимаются ввозом иностранных товаров на территорию нашей страны, могут отправить предварительную информацию на таможенный пост тремя способами. Первый - с использованием портала Федеральной таможенной службы (ФТС России) - бесплатен и доступен всем участникам ВЭД. Второй способ доступен только держателям книжек международных дорожных перевозок (МДП). Они могут взаимодействовать с российскими таможенными органами через международную программу, с помощью которой организуется предварительное информирование и подача электронных деклараций на территории ряда государств Евросоюза. Третий вариант - услуги специализированных компаний-операторов. Однако разовое оформление предварительной информации через оператора обойдется отправителю грузов или перевозчику в сумму с двумя-тремя нулями, в зависимости от количества товарных позиций в декларации, а в месяц на посредников транспортному предпринимателю придется тратить от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей.

    Без простоев

    Согласно информации региональных таможенных служб, на начало текущего года порядка 60-75 процентов владельцев и арендаторов транспортных средств в регионах Северо-Запада уже оформляли таможенные документы с использованием ПИ. Сейчас, к примеру, в зоне действия Псковской таможни свыше 90 процентов партий товаров перемещаются после предварительного информирования. А по количеству предварительной информации, поданной через портал ФТС России, Псковская таможня за истекший период текущего года стала одним из лидеров среди таможен Северо-Западного таможенного управления.

    В Калининградской области в прошлом году почти три четверти партий иностранных товаров, ввезенных автомобильным транспортом, были оформлены с применением предварительной информации. При этом доля использования механизма ПИ увеличилась в регионе с 25,8 процента в январе до 93,7 процента в декабре, а использование портала Федеральной таможенной службы - с 1,7 процента в первом месяце года до 51 процента в последнем. Сейчас предварительные уведомления о ввозимых товарах, по информации областной таможни, принимают семь калининградских автомобильных пунктов пропуска: Багратионовск, Советск, Чернышевское, Мамоново, Мамоново-2, Морское и Гусев.

    Кстати, в 2010 году в Калининградской области процедурой прединформирования воспользовались только шесть процентов калининградских предпринимателей. С одной стороны, нежелание субъектов транспортного бизнеса осваивать таможенные интернет-технологии объяснялось техническими сбоями в работе портала ФТС, из-за которых процедура подачи предварительной информации часто затягивалась на пять - семь часов. С другой стороны, предпринимателям, потратившим время на заполнение электронных бланков, все равно приходилось стоять в общей очереди, чтобы пересечь границу.

    Интернет-привет

    Далеко не все международные перевозчики СЗФО довольны таможенным нововведением и сейчас. В этом корреспондент "РГ" убедился лично, посетив семинар на тему "Обязательное предварительное информирование" для российских и литовских предпринимателей, который устраивали в Калининграде областная таможня и региональный филиал Ассоциации международных и автомобильных перевозчиков (АСМАП). В семинаре приняли участие 139 калининградских перевозчиков - действительных членов АСМАП.

    - Чтобы я мог отправить таможенникам предварительную информацию, мой водитель, погрузив товар в Польше, должен найти в чужой стране сканер и Интернет, отсканировать накладные, отправить их в Калининград по электронной почте, - делится практическим опытом применения процедуры прединформирования один из калининградских международных перевозчиков. - Слишком сложная цепочка получается, она не экономит время, а отнимает. Кроме того, назревает главный вопрос: кто научит наших водителей (а в Калининградской области возраст значительной части водителей-перевозчиков свыше 40 лет) пользоваться Интернетом?

    Еще один блок претензий предпринимателей связан с неполадками в работе портала Федеральной таможенный службы, который для перевозчиков, не имеющих книжек МДП, является единственным бесплатным сервисом по подаче предварительных таможенных уведомлений. "Мы посылаем предварительную информацию, через несколько часов водитель подъезжает к границе, а сотрудник таможни заявляет, что наша электронная декларация пришла пустой, - продолжает другой представитель калининградского транспортного рынка. - Приходится заполнять все заново, а потом еще и ждать два часа, пока информацию обработают".

    Претензии предпринимателей понятны. Раньше подготовкой копий транзитных деклараций, необходимых для ввоза иностранных товаров в Россию, занимались сотрудники таможни, у которых имелись необходимые навыки оформления подобных документов. Сейчас непрофильную работу, да еще и через Интернет, должны выполнять перевозчики, многие из которых не так давно приступили к освоению компьютерных технологий.

    Так или иначе, опыт европейских стран, где обязательное предварительное информирование ввели еще в начале прошлого года, показывает: грамотно налаженная система электронных уведомлений, обязательная для всех участников ВЭД, действительно помогает сократить очереди на границах. Кроме того, обязательное прединформирование, по словам Леоноры Свирскене, главного инспектора отдела таможенной политики Таможенного департамента при министерстве финансов Литовской Республики, позволило усилить безопасность на внешних границах ЕС за счет заблаговременного анализа таможенных рисков.

    К тому же в таможенном законодательстве Евросоюза пока не предусмотрено никаких штрафов в отношении перевозчиков, приехавших к границе без предварительного электронного уведомления. Единственная санкция - потеря времени на границе, связанная с необходимостью подать в таможенные органы предварительную информацию и ждать ее обработки.

    Прямая речь

    Алексей Егоров, руководитель филиала АСМАП в Калининградской области:

    - Серьезных жалоб от перевозчиков, связанных с работой новой системы, нет. В принципе, все понимают: предварительное информирование вводится для того, чтобы упорядочить работу пунктов пропуска и исключить очереди на границе, и в этом цели таможенной службы и перевозчиков совпадают.

    У нас бывают частные случаи, когда сотрудник таможенного органа не видит предварительной информации о конкретной партии товаров, зарегистрированной на портале ФТС. Как правило, такие ситуации связаны с человеческим фактором, а не с работой портала, и с каждым случаем следует разбираться отдельно.

    Раньше, в 2010 году и в начале 2011-го, осуществлять прединформирование через электронную систему ФТС действительно было проблематично. Как-то раз мы вводили информацию пять часов, а потом система зависла, и наша работа пропала. Однако сейчас портал Федеральной таможенной службы работает нормально. И мы призываем перевозчиков не тратить деньги на таможенных представителей и операторов, а самостоятельно осуществлять ПИ через бесплатную государственную систему ФТС.

    Поделиться