"Вежливый отказ", одна из самых неординарных и мастеровитых групп отечественного рока, в эту субботу презентует в ЦДХ переиздание своего классического альбома "Этнические опыты". И представляет слушателю песни из новой программы "Военные куплеты". С лидером группы Романом Сусловым побеседовал обозреватель "РГ".
Роман, вам не кажется, что в слове "куплеты" есть что-то несерьезное, звучит ирония. А у вас оно стоит рядом с прилагательным "военные"...
Роман Суслов: А я к тому, что делает "Вежливый отказ", давно отношусь с большой иронией и большой легкостью. Я легко выкидываю из репертуара вещи, что себя изжили. Я не считаю нашу музыку настолько серьезной, чтобы можно было называть ее по-другому. Все это куплеты по большому счету, и я их так, попеваю. Но это вовсе не умаляет серьезности темы. Если вспомнить работу тех же фронтовых агитбригад, то на передовой они и пели то, что расслабляло солдат, давало им возможность отдохнуть.
Вы почувствовали, что можете сказать что-то свое о войне?
Роман Суслов: Для меня это прежде всего реализация в плане музыкальном. То, что я слушал на военную тему в детстве, и потом меня не совсем удовлетворяло. За малым исключением. Это был вопрос себе - а могу ли я что-то предложить отличающееся от того, что было раньше?
И чем новые песни у вас отличаются от прежних?
Роман Суслов: Меньшим пафосом. Понимаете, вся музыка "Отказа" - это сплошная игра, мимолетные знаки, динамика, блики. У нас никогда не было жестких решений и жестких взглядов, мы все время ходили в обход темы - в отличие от рок-групп, бьющих в лоб. В наших вещах бывает сложно понять, серьезна позиция автора или нет. "Куплеты" начали сочиняться еще года три назад, и только сейчас сложилось так, что и я оказался в Москве, и музыканты готовы этот материал воспринять.
Он показался вам сложным даже для музыкантов нынешнего "Отказа"?
Роман Суслов: Он не то чтобы сложный, а просто сравнительно новый для нас - более симфоничный, что ли, и более импровизационный при этом. Мы и раньше много импровизировали и в песнях - да и в программах концертов. Например, сет-листы концертов мы до сих пор с большим трудом составляем перед самым выходом на сцену. И то в основном для того, чтобы музыканты могли разложить свои партитуры по порядку, чтоб не листать их на пюпитрах перед каждой песней.
Ноты, пюпитры - вы говорите будто не о песнях, а о пьесах...
Роман Суслов: Да, конечно, это пьесы. Для меня сама форма песенная, вариант куплет-припев, без внутренней драматургии, когда одна фраза на протяжении всей песни регенерируется, уже неинтересна совершенно. Пьеса - более развитый и сложный жанр.
Пауза между последним диском "Вежливого отказа" "Гуси-лебеди" и предпоследним, "Герань", составила восемь лет. А новая программа у вас готова уже через полтора года. Вы начали работать интенсивнее?
Роман Суслов: Это совпадение. У меня написание песен - процесс прерывистый, я просто не могу писать по заказу. Иногда мне говорят: давай сделаем это вот так (я говорю не о коммерческих вещах). Это, конечно, может натолкнуть меня на какие-то мысли, но ничего хорошего потом обычно не получается. Я всегда жду момента, и, как правило, он наступает.
Какое настроение для вас более продуктивно творчески - включенное в жизнь или отстраненное?
Роман Суслов: Отстраненное. Мне нужна тишина. Тишина буквальная, чтоб вообще ничего не звучало вокруг - ни машины за окном, ни семья, ни дом. В засоренном, зазвученном пространстве существовать творчески - тяжело. Конечно, сейчас мне стало как-то больше нравиться копаться в земле, возиться с лошадьми, быть с семьей, которая у меня разрослась - но это все сильно отвлекает. Тишины у меня в деревне уже не стало. Но я надеюсь, что лазейку найду. За городом для этого возможностей больше.
Вам по-прежнему не хочется, чтоб музыка стала вашей основной профессией?
Роман Суслов: Нет, конечно. Когда музыка - работа, это начинает утомлять, становится рутиной, возникает куча обязательств, ты перестаешь быть свободным. "Отказ" играет концерты не чаще раза в месяц, но иногда мне хочется, чтоб их вообще не было, нужна пауза - подумать, посидеть, пописать. А иногда радует подстежка в виде репетиций, подготовки к концертам и само ощущение, что группа находится в тонусе. Тогда играется легко, и ты получаешь от этого незабываемое удовольствие. Я все-таки вижу себя больше в эстетическом пространстве, чем в социально-политическом. У нас гостила одна мама с дочкой, и от дочки я услышал замечательную фразу: "Мама, я хочу тарелку с красотой". Так вот я тоже хочу такую тарелку.