Александр Мурычев, председатель Совета Ассоциации региональных банков России
Сегодня на внешних рынках возможности заимствования резко сокращены. Остро стоит проблема поиска долгосрочного стратегического фондирования. Правительство РФ стремится помогать финансовому рынку. По этому пути идут и ведущие экономики Европы, в том числе Германия, Франция, Великобритания. Здесь тоже есть слабость. Она заключается в возникновении сильной зависимости коммерческих финансовых систем от бюджета и помощи ЦБ. Это может негативно проявиться в случае каких-либо системных сбоев. Но у нас тоже есть свои особенности: в меньшей степени проявляется зависимость от иностранного капитала банковской системы России.
Финансовые рынки чутко реагируют на рецессию в Европе. У стран ЕС внутренний долг превышает 80%. В США этот показатель составляет 100%, а в Японии - свыше 200%. Мы в лучшем положении. У нас неплохой торговый и платежный балансы, большая подушка безопасности, которая составляет более полутриллиона долларов. По итогам 2011 года российские банки получили прибыль в размере 848 млрд рублей. Темпы роста составили 4,3%, уровень инфляция - 6,1%. Однако это не отражается на снижении процентных ставок. Это говорит о том, что экономика испытывает системные риски. В этой связи, очевидно, в ближайшие два года замедлятся темпы роста промышленности.
Россия и ЕС пока не имеют законодательной базы, форматирующей двусторонние отношения. Нам никак не удается согласовать новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве. От формализации отношений зависит очень много. Не напрасно при встречах с представителями ЕС чувствуется напряжение. Однако, несмотря на отсутствие договоренности с Евросоюзом, российско-австрийские отношения развиваются позитивно. Они являются примером того, как нужно выстраивать двусторонний диалог.
Фактически Россия стала членом ВТО, а в 2013 году ожидается вступление в ОЭСР. Российская Федерация будет ориентироваться на развитие диверсифицированной структурированной экономики. И, судя по действиям высших руководителей, будет решительно отходить от сырьевой зависимости наполнения бюджета, которая сегодня составляет беспрецедентно высокий уровень, достигающий 50%. Будут развиваться коммуникации с ЕС, с ведущими экономиками, потому что Россия нуждается в новых технологиях. Будут предоставляться преференции для приобретения оборудования, которое у нас не производится. Нам нужно поддерживать отрасли экономики, где мы еще не совсем отстали. Прежде всего это ракетно-космическая отрасль, ядерная энергетика, биотехнологии, медицина, агропромышленный комплекс, авиационная и судостроительная промышленность. Большая надежда на то, что ресурсы будут перенаправлены на инфраструктурные проекты. Это даст сигнал для оживления экономики в целом.
При вступлении в ВТО российская банковская система не пострадает. Здесь уже представлены европейские, американские, японские и региональные банки. Их доля в общем весе капитала составляет около 25%. В дальнейшем она может увеличиться. Но у нас на этот счет есть договоренности переходного периода. В первые семь лет ЦБ РФ и регуляторы правительства при превышении доли иностранного капитала в 50% могут вмешиваться и принимать превентивные меры. Мы договорились не открывать филиалов иностранных банков в РФ. Пока переходный период не оговорен. У страховых компаний переходный период 9 лет. После этого иностранные филиалы будут работать в РФ.
Наши крупные банки активно работают в Белоруссии, Украине, Грузии, Азербайджане и Казахстане. В Европе и Америке есть проблемы, связанные с двойными стандартами. Прежде всего речь идет о боязни перед экспансией российского капитала. Например, в Таллине большая потребность взаимодействия с Россией. Экономика не может дальше развиваться. Они могут перерабатывать промышленную продукцию. Однако это было непозволительно. Теперь в двусторонних отношениях появился прогресс. Стало ясно, что пора подумать о собственных интересах, создании новых рабочих мест.Мы создаем собственное экономическое пространство. Отношение к ТС пока напряженное. Надо использовать имеющиеся финансовые инструменты, развивать программы, создавать преференции для всех участников и по тарифам, и по другим возможностям. Если это получится, Украина, страны ЕС как-то смогут подключиться к совместной работе. Надо добиваться, чтобы капитал двигался без границ.