08.06.2012 10:52
    Поделиться

    "РГ" выяснила, как сибирские садоводы добираются до своих участков

    Как региональные власти помогают садоводам добраться до своих участков
    Летом большие сибирские города изрядно пустеют - люди переезжают на дачи, ближе к природе, чистому воздуху и любимым грядкам. Однако не всем удается быстро и комфортно добраться до своих садовых участков.

    Отсутствие автобусных маршрутов, духота переполненных электропоездов или разбитые автодороги - вот главные проблемы на пути дачников. Как они решаются в регионах Восточной Сибири - выясняли корреспонденты "РГ".

    Красноярский край

    На днях министр транспорта Красноярского края Сергей Еремин лично проверил, как работают пригородные электропоезда. Он проехал в электричке, следовавшей по самому популярному у дачников маршруту Красноярск - Чернореченская. Во время путешествия руководитель ведомства терпеливо выслушивал многочисленные нарекания пассажиров, а также предложения по улучшению ситуации, отвечал на волнующие граждан вопросы.

    Самая животрепещущая тема разговора касалась тарифов на проезд в электричках - дачники опасаются, что цены вот-вот взлетят. Дело в том, что последний раз цена билетов повышалась в октябре 2009 года. Дескать, не пришло ли время для очередного роста. Министр заверил пассажиров, что в ближайшие месяцы тарифы не изменятся.

    Между тем не исключено, что с сентября 2012 года в электричках начнут действовать транспортные карты, по которым стоимость проезда будет такой же, как в городском транспорте. Что, несомненно, позволит многим красноярцам экономить на дороге до садовых участков. Это станет возможным, если компания "Краспригород" получит статус городского перевозчика (пока она его не имеет). Процесс подготовки необходимых для этого документов уже запущен.

    Надо отметить, что транспортные карты действовать будут только в черте города. Так, например, можно добраться до станции Базаиха, используя карту для оплаты проезда, а до следующей платформы 4119-й километр - нет, поскольку это уже пригород.

    Отметим, что по просьбам дачников с начала июня 2012 года в некоторых направлениях были введены дополнительные электропоезда. Кроме того, сегодня в пригородной зоне Красноярска курсируют пассажирские автобусы, обслуживающие 15 маршрутов.

    По-прежнему у дачников много претензий к дорогам, по которым приходится добираться до садовых участков. В этом году в краевом управлении автомобильных дорог заявили о старте ремонтных работ на подъездах к садовым обществам. На эти цели в рамках краевой программы "Дороги Красноярья" было выделено порядка 30 миллионов рублей.

    - Деньги будут предоставляться муниципальным образованиям, которые выступают заказчиками ремонтных работ, в качестве субсидий, - пояснил начальник отдела эксплуатации автомобильных дорог и безопасности дорожного движения КРУДОР Андрей Журавлев. - Сейчас создается специальная комиссия, которая, руководствуясь рядом критериев, определит, каким именно муниципальным образованиям будут выделены денежные средства. С учетом сложности процедуры, не могу обозначить точные сроки начала и завершения ремонтных работ. Но надеюсь, что деньги на устранения изъянов дорожного полотна будут потрачены уже в этом году.

    Напомним, что последний раз дороги активно ремонтировались в крае в период с 2005 по 2009 годы. Тогда обновили 131 километр подъездных путей на территории 70 садоводческих обществ. Потом случился финансовый кризис, и от дальнейших ремонтных работ пришлось отказаться, ограничившись содержанием имеющихся дорог. В 2011 году на эти цели потратили 11 миллионов рублей.

    Республика Хакасия

    Столица Хакасии буквально окружена множеством живописных пригородов. Дачников здесь столько, что некоторые садовые общества, расположенные в городской черте Абакана, могут сравниться по числу жителей с районными центрами. Так, например, расположенное рядом с городом объединение садоводов "Подсинее" включает более

    10 тысяч участков. Число людей, регулярно посещающих свои наделы, подсчитать сложно. Обычно считается, что каждый пятый взрослый житель республики либо владеет собственным садовым участком, либо помогает родственникам его обрабатывать. В целом же по Хакасии насчитывается до 35 тысяч дач.

    Большинство жителей Абакана добирается до своих владений на личном транспорте - Хакасия занимает первое место по числу автомобилей на душу населения в Сибири, своя машина есть примерно у каждого третьего жителя региона. Правда, относится это к людям среднего возраста и достатка. Для пенсионеров же основным видом транспорта служат автобусы, работающие на специальных дачных маршрутах. С 1 мая в столице Хакасии начали работать маршрутки, выполняющие муниципальный заказ на пригородные сезонные (то есть дачные) перевозки пассажиров . Автобусов с таким статусом в этом году в Абакане насчитывается 13 штук. Главное их преимущество в том, что стоимость проезда такая же, как и на городских маршрутах, - 11 рублей. К тому же действуют все льготы. Те, кому не досталось места в таком транспорте, пользуются обычными коммерческими маршрутами, отличие которых - лишь в цене билета.

    На третьем месте по популярности, со значительным отставанием, значатся пригородные электропоезда. Так, например, некоторым жителям Абакана требуется добираться до своих участков в Усть-Абаканском районе, преодолевая по железной дороге около 30 километров. Но для любого общественного транспорта, перевозящего дачников, характерна теснота и нехватка посадочных мест. Этому способствуют сами пассажиры: в электричках и автобусах многие везут с собой огородные инструменты, рассаду весной и собранный урожай - летом. В таких условиях о комфортной поездке речи не идет. Однако жалобы со стороны дачников довольно редки: очевидно, сама возможность добраться до участков перевешивает неудобства такого способа передвижения.

    Иркутская область

    Дачный сезон в Иркутской области официально начался 30 апреля. Для перевозчиков - автотранспортных предприятий и пригородной железнодорожной компании это означает резкое увеличение числа пассажиров. Например, железнодорожники отмечают, что летом ежемесячно перевозят на 6 000 человек больше - это при том, что на летние каникулы из статистики выпадает такая многочисленная категория пассажиров, как студенты.

    Однако это означает и необходимость транспортным компаниям изменять график работы так, чтобы успеть перевезти всех желающих.

    Надо сказать, что начало сезона было достаточно напряженным: из-за аварийного состояния дорог под Иркутском автобусы вышли далеко не на все садоводческие маршруты - из 26 маршрутов вовремя открылись только 18. Да и они в первое время не доезжали до конечного пункта. Причина все та же - ямы и выбоины на трассах. Да такие, что их с трудом преодолевали и полноприводные джипы. А современным низкопольным автобусам, еще и набитым битком, такие препятствия - не по силам. Другого же перевозчика, кроме муниципальной компании, на этих направлениях нет.

    Дачные дороги - те, что ведут от областных и федеральных трасс к садоводческим поселкам, обязаны содержать и ремонтировать сами садоводства. Однако много лет большинство из них лишь ровняют дороги грейдером, в то время как полотну уже требуется серьезный ремонт.

    Правда, в этом году все обошлось. Поняв, что "на авось" автобусы не поедут, садоводства собрали деньги и собственными силами более-менее привели трассы в порядок.

    - Сегодня действуют все 26 маршрутов, - заверил начальник отдела транспорта МУП "Иркутскавтотранс" Виктор Берсенев. - И автобусы будут ходить до 30 сентября, то есть весь официальный дачный сезон.

    Тем дачникам, что добираются до своих "плантаций" на электричках, тоже довелось понервничать - в прошлом году в августе Байкальская пригородная пассажирская компания (БППК) резко сократила перевозки, ссылаясь на то, что Восточно-Сибирская железная дорога не предоставляет подвижной состав из-за долгов. Электропоезда вновь начали свое движение после того, как губернатор Дмитрий Мезенцев пообещал написать президенту ОАО "РЖД" Владимиру Якунину,  руководителю Федеральной службы по тарифам Сергею Новикову и в областную прокуратуру.  В этом году областная администрация пока довольно аккуратно рассчитывается с перевозчиком - в апреле было перечислено 202 миллиона рублей в качестве компенсации выпадающих доходов, полученных в результате государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки за четыре месяца этого года. Всего же в бюджете предусмотрело 448 милионов рублей на субсидии перевозчику. Со своей стороны БППК, которая перешла на летнее расписание с 27 мая, отчиталась об открытии дополнительных касс в городе, где продаются билеты на электрички - в районах остановок общественного транспорта "Аэропорт", "Политехнический институт" и "Ботанический сад". Всего в этом году  должно быть установлено 28 дополнительных автоматов по продаже билетов.

    Правда, пассажиры жалуются, что в пригородных электричках сокращено число вагонов, из-за чего приходится ехать в жуткой тесноте и толкотне. Железнодорожники обещают, что  в июне будет проведен мониторинг населенности ряда электропоездов для дальнейшей оптимизации пригородного сообщения.

    Мнения:

    Наталья Коренева, пенсионерка (Красноярск):

    - К нашим участкам на платформе "Крючково"  весной и в начале лета не проехать. Проблема старая и властям известная - единственная автодорога проходит под насыпью железнодорожной магистрали Транссиба не по путепроводу, а  по старинной водопропускной трубе. То есть официально этой автодороги нет. Это весной там на двое суток застряла машина - тысячи людей не могли выбраться с дачных участков в город.  И когда для нас построят нормальную дорогу - неизвестно.

    Дмитрий Галеев, водитель автобуса (Красноярск):

    - Мне нравится работать летом на пригородных перевозках  - это лучше, чем в жару парится в уличных пробках. Но в прошлом году я дважды "ломался" на разбитых дорогах - мой "ЛиАЗ" не предназначен для того, чтобы "скакать" из выбоины в выбоину. В этом году так и заявил: пока грейдером маршрут не выровняете, я на него не выйду!

    Поделиться