13.06.2012 14:52
    Поделиться

    Липецких школьников научат мириться

    В Липецке начала работать школьная служба примирения
    Пока она создана на базе только одной школы Липецка - МОУ СОШ № 55.

    Но в регионе рассчитывают, что добрый почин переймут и другие образовательные учреждения.

    - Все началось с того, что в апреле 2010 года в Липецк приехал президент Общественного центра "Судебно-правовая реформа" Рустем Максудов, - рассказала пресс-секретарь Липецкого областного суда Юлия Жарикова. - Он рассказал, что такое медиация (урегулирование споров с участием посредника. - Ред.). А впоследствии на базе Липецкого областного суда организовал бесплатные тренинги для тех, кто хочет научиться помогать людям в разрешении конфликтов. В Советском районном суде нашлись специалисты, которые по-настоящему заинтересовались этой проблемой, прошли соответствующие тренинги и инициировали создание Школьной службы примирения. Директор 55-й школы поддержала эту идею.

    В службе примирения медиаторами работают сами ученики при поддержке взрослого куратора. В школе № 55 таковым стал учитель истории и обществознания Владимир Орехов. Сейчас под его началом конфликты между сверстниками помогают урегулировать пятеро учащихся 9-10 классов. Если они узнают, что где-то в школе возник спор, произошла драка, то с обидчиками и потерпевшими проводятся встречи, итогом которых становится примирение.

    Золотое правило медиаторов - в любом конфликте занимать нейтральную сторону.

    - Мы не судьи и не советчики, - говорит сотрудник школьной службы примирения, девятиклассник Артем Яковлев. - Медиаторы должны только помочь сторонам выстроить диалог для достижения соглашения.

    Хотя школьники и признаются, что занимать нейтралитет не всегда бывает просто:

    - Иногда хочется занять чью-либо позицию, а нельзя.

    Другое правило для медиатора - конфиденциальность. И еще один нюанс - процедура медиации проводится только с согласия родителей конфликтующих подростков.

    К слову, о родителях. Как говорят педагоги и ребята, работающие в школьной службе, многих детских конфликтов можно было бы избежать, если бы родители занимали более адекватную позицию. Но сегодня, к сожалению, многие мамы и папы учат своих детей: "Тебя ударили, ударь и ты".

    Еще одна сложность в работе - в том, что юным миротворцам приходится пропускать все проблемы сверстников через себя. Поэтому, прежде чем дать медиаторам "допуск", с ними предварительно поработали психологи. Они же провели и тренинги - как правильно урегулировать ту или иную ситуацию.

    Пока медиаторы занимаются только с малышами - учащимися первых-четвертых классов (для работы со старшеклассниками нужно еще заработать авторитет). И за это время "мирным путем" удалось разрешить девять школьных "столкновений".

    - Применять для урегулирования детских конфликтов исключительно административный ресурс неправильно, - считает заместитель директора школы № 55 Юлия Кулешова. - Перед завучем или директором ребенок замыкается, но свою вину может так и не осознать. К тому же подростки лучше знают ситуацию внутри коллектива и говорят со сверстниками "на одном языке". Глядя на нашу службу примирения, мы не раз удивлялись, как им удается добраться до самых глубин конфликта. Им дети могут рассказать то, что не доверят взрослому.

    Работа в качестве медиатора меняет и самих подростков. И важно не столько то, что свободное от учебы время школьников занято полезной общественной деятельностью. Они учатся слышать друг друга и уметь договариваться.

    - Работать в школьной службе примирения я сначала согласилась за компанию, - рассказала учащаяся 10 класса Юлия Владимирова. - А потом стало самой очень интересно. У меня есть старший брат, с которым мы иногда раньше ссорились. Но теперь стараюсь объяснять для себя его поступки, и наши отношения заметно улучшились.

    А ее однокласснице Яне Андрияновой занятия медиацией помогли определиться и с будущей профессией. После школы девушка решила поступать на факультет конфликтологии.

    Комментарии

    Людмила Куракова, заместитель главы администрации Липецкой области:

    - Раньше была такая фраза "пионер - всем пример". Я считаю, что школьная служба примирения по своей значимости должна стать тем общественно полезным делом, к которому можно было бы приобщить наших учеников. Медиатор - человек, который проводит беседы и помогает решать конфликты своим сверстникам, - должен стать "героем нашего времени", тем, на которого всем ребятам хотелось бы равняться.

    Иван Марков, председатель Липецкого областного суда:

    - Если мы снимем часть конфликтов еще в детстве, еще в школе, научив решать вопросы мирно, научив искать выход из сложившейся ситуации, не прибегая к кулакам и к оскорблениям, то и, став взрослыми, эти люди будут меньше ссориться, решать свои проблемы самостоятельно, без обращения в суд. Решение суда, каким бы юридически грамотным оно ни было, устроить обе стороны не может. И после суда многие конфликты остаются, они никуда не исчезают. Мое глубокое убеждение: нужно воспитывать в людях умение договариваться. И этому нас могут научить медиаторы и школьная служба примирения.

    Поделиться