Игорь Вирабов: Все мы теперь - смешные солдатики в войне Прикола и Пафоса

Не лепо ли ны бяшеть, братие, пригвоздить живописца мериканского Сэндоу Бирка, картину художника Волкова на свой лад передравшего? Да лепо-то лепо, но надо иметь в виду, что в этой истории сплошь нелепицы. Попробую объяснить.

У белорусского художника Валентина Волкова своя война. Лет 10 он трудился над картиной "Минск 3 июля 1944 года", в том же Минске ее отправили на 30 лет в музейные запасники, а извлекли в 2005-м, когда на соцреализм пошел спрос.

У американца Сэндоу Бирка своя война - в 2009 году он изобразил "Освобождение Багдада", слямзив у Волкова все, переодев персонажей, добавив мечети, трупы и собак. Зачем? А метод такой: собственно война, Великая Отечественная, ему до лампочки, главное, есть готовая композиция - бери, перекраивай. Смысл в том, чтобы пафос первоисточника обернулся приколом. Он же приколист. Его же арт-журналы называют "видным сатирическим художником". В своих интервью Бирк несет пургу про некую войну юга и севера Калифорнии, байкеров и серфингистов, смога Лос-Анджелеса и туманов Сан-Франциско. В этом винегрете - и про "вояку Джорджа Буша-II", которого он сатирически хотел уесть.

Идем дальше. Своя война и у актера-блогера Стаса Садальского. 3 года назад историю про Бирка и Волкова уже перемыли в Интернете. Но Садальский извлек ее опять, как ни в чем не бывало, - главное не смысл, а посещаемость блога, а на такие пересуды клюнут и еще через 3 года. Активистов Сети хлебом не корми, дай повоевать.

А в сущности войнушка - у всех одна. Все мы теперь - смешные солдатики в войне Прикола и Пафоса. Вопрос только - по какую сторону фронта тут "китч"? Вчера казался китчем пафос, смысл Моцарта свелся к рингтону мобильника, смысл Шишкина - к конфетному фантику. Что дальше? Пафос разбит наголову, прайм-таймы в телеэкране - сплошная "Большая разница", в Сети цветут фотожабы, Быков с Ефремовым на ура переиначивают классиков. О чем еще мечтать? Приколы у обывателя на каждом шагу.

Вот, кстати, у меня во дворе, в укромной полоске стоят лет 20, никому не мешают, гаражи. Некие лица из Останкинской районной управы попросили было сделать им красиво - и гаражи расписали в русском духе, по мотивам Билибина. Нет, все же не то, задумчиво цокают лица: у нас план по сносу и отпуск на носу, снесем к чертям Билибиных гаражных. Какой в этом смысл, кому станет лучше? Ах, оставьте, - но каков художественный жест!

Где Сэндоу Бирк, вы скажете, и где какая-то столичная управа? А у них лица одни и те же. Думают, что воюют с безвкусицей, а сами и оборачиваются китчем. Смысл у них глубинный - оттопыриться, приколоться и забыться. Не лепо, скажете? Ну, я предупреждал: нелепо.