Любой футбольный человек скажет вам, что правильное питание игроков значит не меньше, чем качество тренировок, тактическая подготовка или соблюдение распорядка дня. Осталось только разузнать, в чем именно эта "правильность" заключается. Владимир Абрамочкин в сборной России не новичок. Повар одного из престижных московских ресторанов уже трудился в национальной команде на Евро-2004 в Португалии. И кормит Дика Адвоката и компанию со знанием дела и явным удовольствием.
Владимир, сборная живет в гостинице "Бристоль", где и без нее есть постояльцы. Где же вы для них готовите и помогает ли вам кто-то?
Владимир Абрамочкин: Нам выделили часть кухни гостиницы, и там я готовлю. Естественно, не один, потому что за всем не угнаться. Просто потому что у человека две руки и две ноги. Все делается совместно с поварами "Бристоля".
Сколько у вас помощников?
Владимир Абрамочкин: По-разному бывает. Но задействуем и холодный, и горячий цех, и кондитерский. Единственное - супы я берусь делать сам. Потому что у нас и у поляков немножко разное понятие супов. Что касается завтраков, то сосиски, колбаски делают они, омлеты тоже у них замечательные получаются. А вот каши я делаю сам. Потому что то густоваты, то жидковаты. Нужна определенная консистенция.
А на обед какое меню обычно?
Владимир Абрамочкин: В рацион входят рыба, куриное мясо - либо грудки, либо ножки, само собой два супа на обед. Либо мясной суп с фрикадельками, либо куриный бульон, либо легкий суп-лапша. Макароны разных сортов, крупы - рис, гречка. Паровые или отварные овощи. Понемногу всего присутствует.
То есть кухня русская, самая обычная?
Владимир Абрамочкин: Русская, да. Никаких "заморочек" тут нет. Но, естественно, все на спортивный лад. То есть минимум содержания жиров, без кислот, томата, уксуса и прочих приправ. Острое и перченое не приветствуется. Нужно, чтобы было все вкусно, но при этом в меру.
Некоторые, знаю, даже свои продукты привозят на такие турниры…
Владимир Абрамочкин: У нас этого нет. На Евро-2004 возил в Португалию и гречку, и печку (смеется). Здесь у нас все есть. Надо просто приноровиться. Потому что, к примеру, у гречки здесь и в России есть отличия. И у риса. Что-то варится чуть дольше, что-то чуть быстрее. И этот момент надо стараться улавливать. Но это все налажено уже. В первые дни сложновато приходилось немножко, а сейчас все нормально.
На сколько персон вы накрываете стол?
Владимир Абрамочкин: Вместе с игроками, тренерским штабом, обслуживающим персоналом, секьюрити порядка 43 человек. Ребята сидят за отдельными столами, которых пять. И по залу расставлены горячие блюда, супы, холодные закуски, чай-кофе. Кушает сборная в изолированном от остальных постояльцев отеля помещении, которое обслуживают специально прикрепленные к нам официанты. Ребята в этом зале могут не только спокойно поесть, но и побеседовать. Рядом комната для отдыха - там можно посмотреть матчи с участием других команд, поиграть в теннис и так далее.
Известно, что повара спят меньше всех. У вас какой распорядок дня? Когда подъем, к примеру?
Владимир Абрамочкин: Сначала я раньше вставал, в 6 часов утра. Но мы нашли с поварами общий язык, и теперь подъем у меня в семь - начале восьмого. Завтрак в 9 утра, в восемь я уже на кухне, и часа достаточно, чтобы все приготовить и накрыть на стол.
Питание - трехразовое?
Владимир Абрамочкин: Да. Плюс чай с печеньем и фруктами после отдыха, то есть что-то вроде полдника.
Вы работали в сборной в 2004-м. Сейчас, когда у нас иностранный тренер, подход к питанию отличается?
Владимир Абрамочкин: Отличается однозначно. Тогда была немного другая обстановка и по кухне, и по доставке продуктов. Сейчас жизнь в отеле облегчает работу. В Португалии весь процесс ложился на меня - я писал список заказа продуктов, все это обрабатывал и так далее. Здесь в отеле поварской штаб есть, идет только обсуждение с шефом, что нам надо. Все заказывается, привозится, по цехам люди делают заготовки и все перерабатывают.
По меню отличия есть?
Владимир Абрамочкин: Не сказал бы, что это отличие. Просто расширение меню произошло. Если в Португалии было два-три гарнира, то здесь их число увеличено до пяти. Два-три вида круп, паровые либо отварные овощи, спагетти, картофель.
С врачами ассортимент согласовываете?
Владимир Абрамочкин: Конечно. Это только через них. Замены блюд только с одобрения врачей. И сочетаемость продуктов учитывается. Например, мы готовим борщ. Но его можно назвать спортивным борщом. Потому что привыкли, что борщ - это томатная паста, уксусная кислота, пассированные овощи на сале или жирах. Нет, у нас это капуста, картофель, лук, свекла, и все.
Меню в игровой день сильно отличается?
Владимир Абрамочкин: Отличается. Оно облегченное - жиденькие супчики или бульончики с мясными фрикадельками либо мясом курочки. И минимум еды - без молочной продукции, кремов, жиров. Кексики, печенья, шоколад. Салаты - это скорее набор зелени безо всяких сложных миксов.
У Дика Адвоката есть какие-то особые пристрастия?
Владимир Абрамочкин: Я с ним на эту тему не разговаривал, но врачи и тренерский штаб говорят, что он едой доволен.
А у игроков? Можно сказать, к примеру, что Аршавин любит рыбу, а Павлюченко - суп?
Владимир Абрамочкин: Такого нет. Любое меню приедается, какое бы вкусное оно не было. Тем более что мы в "Бристоле" уже больше десяти дней живем. Поэтому сейчас как раз договорились с шеф-поваром на ужин менять одно-два блюда. Придумываем что-то новое.
У вас есть своя записная книжка с рецептами?
Владимир Абрамочкин: Конечно. Она у каждого повара есть. В голове все не удержишь. Что-то новое для себя увидел - делаешь пометки в ежедневнике. Или, наоборот, старое вспомнишь. Еще взял с собой наш, российский сборник рецептов. А почему бы и нет? Даже полистать его, и в голове уже рождается идея нового блюда.