29.06.2012 11:10
    Поделиться

    В Петербурге к 200-летию войны 1812 года откроют памятник Багратиону

    Петербург готовится к 200-летней годовщине Отечественной войны 1812 года
    Петербург не попал в федеральную программу подготовки празднования 200-летней годовщины Отечественной войны 1812 года и потому будет отмечать историческую дату по собственному сценарию.

    И генералу, и хирургу

    Одним из важных мероприятий в честь юбилея победы российских войск над Наполеоном планируется сделать открытие памятника генералу Петру Багратиону. Увековечить память героя Отечественной войны петербургские власти собрались еще в 2008 году. Тогда был объявлен художественный конкурс, победителем которого стал петербургский скульптор Ян Нейман. Вот уже около трех лет он работает над памятником, но вопрос о его установке окончательно так и не решен, хотя выбрано место и даже назначена дата открытия будущего монумента. Разместить памятник планируется в сквере на улице Марата за Театром юного зрителя. Ранее эта территория являлась Семеновским плацем, вокруг которого располагались казармы лейб-гвардии Егерского полка - Петр Багратион был шефом егерей в течение 12 лет.

    - Решение открыть памятник 7 сентября, в день Бородинского сражения, было принято еще в феврале нынешнего года, - рассказывает председатель президиума петербургского отделения всероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры" Александр Марголис. - Однако на стол губернатору соответствующее постановление так и не легло, вероятно, затерялось где-то в недрах юридического управления.

    По словам Александра Марголиса, это уже создает некое напряжение, поскольку скульптор не может приступить к закладке фундамента памятника, а ведь ему еще потребуется время, чтобы отстояться.

    Еще один памятник герою 1812 года в Петербурге тоже ждет своего часа. Яков Виллие прошел большинство войн Александровской эпохи и лично оперировал на поле боя в войне с Наполеоном, в том числе генерала Барклая-де-Толли. В его честь в 1859 году был установлен монумент перед Военно-медицинской академией (знаменитый лейб-хирург был ее первым президентом). Однако в советское время в рамках борьбы с космополитизмом - Виллие шотландец по рождению и английский баронет - памятник перенесли на задний двор.

    - Сомнений в том, что Виллие является выдающимся медиком и героем 1812 года, нет, - говорит Александр Марголис, - поэтому памятник ему на заднем дворе - это нонсенс, который надо исправлять. Думаю, что с этим предложением комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников должен обратиться в Военно-медицинскую академию или даже в минобороны России.

    Имена героев

    По данным заместителя главы Дирекции заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры Ивана Шаховского, в настоящее время в городе насчитывается 161 захоронение героев войны 1812 года. Например, можно смело говорить о том, что примерно четверть из тех, кто изображен на портретах Галереи 1812 года в Эрмитаже (а всего там насчитывается 322 портрета русских генералов), похоронены в Северной столице. Однако значительная часть петербургских могил воинов 1812 года утрачена безвозвратно.

    - Необходимо приводить в порядок немногие сохранившиеся захоронения, - считает Александр Марголис, - а в тех случаях, когда они безвозвратно утрачены - возводить на кладбищах кенотафы (своего рода символические могилы, в которых нет останков. - "РГ") с перечислением имен всех тех, кто был здесь похоронен.

    Этот вопрос, однако, сейчас висит в воздухе, поскольку имеет множество препятствий. Во-первых, на исторических петербургских кладбищах крайне сложно выделить место под установку такого рода сооружений. Тем более что каждый кенотаф будет содержать десятки фамилий, а значит, окажется довольно большим. Во-вторых, конечно, придется столкнуться с вопросом финансирования работ - достойный памятник будет стоить дорого. По мнению начальника отдела мемориальной скульптуры Государственного музея городской скульптуры Юрия Пирютко, выходом могли бы стать мемориальные доски на фасадах церквей, однако и это вопрос спорный. Храмы на том же Смоленском или Волковском кладбище маленькие, они не выдержат огромных каменных плит с фамилиями.

    Праздник без суеты

    Зато вопрос с установкой мемориальных досок на зданиях, где жили герои Отечественной войны 1812 года, принципиально уже решен. Сейчас завершается составление списка кандидатов, затем будут определены персоны и места, где памятные доски появятся в первую очередь.

    - Для отдельных объектов, например полковых казарм, целесообразно было бы разработать универсальный проект, - поясняет Александр Марголис. - Если же доска будет посвящаться отдельной личности, то нужно будет учитывать ее индивидуальные особенности, а также архитектурный облик самого здания.

    Средства на проведение таких работ в бюджете на нынешний год не заложены, однако инициативную группу это не пугает. По мнению Александра Марголиса, до конца 2012 года возможно завершить работу над проектами, чтобы воплощением в материал и установкой заняться в 2013-2014 годах, предусмотрев на это соответствующее финансирование.

    - Торжества будут продолжаться до марта 2014 года - годовщины вступления русской армии в Париж. Но это вопрос, который не терпит суеты, так что не обязательно завершить все к дате, надо только начать и последовательно довести дело до конца, - поясняет Александр Марголис. - Кроме того, для работы над увековечением памяти героев могут быть привлечены средства из резервного фонда губернатора, внебюджетные источники, не исключена также и помощь федерального центра. Когда готовилась программа празднования 200-летия, петербургские власти не озаботились участием в ней, однако если сейчас предложить конкретные проекты, можно наверстать упущенное.

    Одним из таких проектов может быть установка памятного знака на месте, где первоначально находились Нарвские триумфальные ворота, неподалеку от Обводного канала. В Дирекции заказчика по ремонтно-реставрационным работам при комитете по охране памятников предлагают установить там символический камень, а территорию вокруг благоустроить.

    Тем временем

    К 200-летию событий 1812 года в петербургской Lazarev Gallery открылась выставка "На Поле Он!". Три десятка петербургских художников фантазировали на тему судеб французского полководца в современном мире, и одни - как, например, Николай Васильев - увидели его пациентом психиатрической больницы. Другие довольно своеобразно показали русский героизм. Так, Дарья Фурсей показала на выставке тряпичных кукол с вилами, а Евгений Попов - мужиков с плакатами Go home! Выставка продлится до 1 июля.

    Поделиться