Выжившие и виновные в трагедии "Булгарии" готовятся к суду

10 июля исполняется ровно год, как затонул печально знаменитый теплоход. У всей страны в памяти еще свежи жуткие кадры аварии "Булгарии", цветы и детские игрушки на пристани, куда так и не доплыли больше ста человек и извечный наш вопрос - кто виноват?

Уголовное дело по "Булгарии" возбудили буквально спустя несколько часов после несчастья. Сейчас его закончили. Впереди суд. Главный итог следственной работы банален - несчастье стало возможным из-за "человеческого фактора" - лени, жадности и коррупции.

Корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Владимир Маркин сказал, что это было сложнейшее уголовное дело. Одних только допросов свидетелей, потерпевших и должностных лиц было проведено около тысячи. По делу пришлось провести около трех десятков обысков и выемок, более двухсот экспертиз. В их числе комплексная судоводительская и инженерно-техническая экспертиза, судебно-трассологическая, металловедческая, геномная, компьютерная и несколько почерковедческих экспертиз.

Все это нужно было для установления причинно-следственной связи между противоправными действиями и наступившими последствиями.

ЦИФРА: 90 томов насчитывает уголовное дело о гибели теплохода "Булгария"

К уголовной ответственности в итоге привлечены пять человек - то есть все, кто имел отношение к эксплуатации теплохода. Это помощник капитана Рамиль Хаметов, субарендатор "Булгарии" Светлана Инякина, эксперт Российского речного регистра Яков Ивашов и два сотрудника Ространснадзора Ирик Тимергазеев и Владислав Семенов.

По мнению следствия, ключевыми среди них являются Инякина и Ивашов. Именно Инякина, являясь лицом, обязанным соблюдать правила безопасности "Булгарии", эксплуатировала теплоход с многочисленными техническими неисправностями. Ею был допущен к работе персонал, не прошедший соответствующего обучения, а необходимый инструктаж по охране труда не проводился. Ивашов незаконно внес в документы Регистра ложь о годном техническом состоянии "Булгарии" и разрешил плавать. Сотрудники Ространснадзора выдали акт проверки, необходимый для получения свидетельства на пассажирские перевозки. По версии следствия именно совокупные действия обвиняемых стали причиной трагедии и гибели 122 человек. В зависимости от роли каждого им предъявлены обвинения по разным статьям Уголовного кодекса. Санкции этих статей - срок от 4 до 10 лет.

В мае 2012 года потерпевшим, обвиняемым и их защитникам было объявлено об окончании следствия. Сейчас потерпевшие уже ознакомились с делом. Пятеро обвиняемых продолжают знакомиться. Потом дело уйдет в прокуратуру. Если она утвердит обвинение, то последняя инстанция - суд. В прошлом году были осуждены два капитана теплоходов, проплывших мимо терпящих бедствие. Им назначены штрафы в 130 и 190 тысяч рублей.