Партии юных влюбленных Сванильды и Франца на премьере будут танцевать молодые солисты балета - Эрика Микиртичева, Кристина Шапран, Семен Величко, Сергей Полунин. С ними репетирует многолетний ассистент и помощник Ролана Пети - Луиджи Бонино. Он же обещает выйти на сцену в роли Коппелиуса, который в этой версии балета стал едва ли не главным героем.
Господин Бонино, Ролан Пети был первым исполнителем роли Коппелиуса и исполнял ее в течение многих лет. Когда он передал вам эту партию?
Луиджи Бонино: Я пришел в труппу Марсельского балета в 1975 году, и буквально в первый день началась работа над "Коппелией". Я был свидетелем рождения спектакля. Премьера состоялась в сентябре 1975 года.
Ролан Пети был блистательным Коппелиусом. О том, что я должен станцевать эту партию, Пети заговорил лет через пять-шесть после премьеры. Речь шла о том, чтобы я время от времени исполнял роль Коппелиуса вместо него. Это была довольно неожиданная идея, ведь мы совсем не походили друг на друга: он был высоким, я небольшого роста, плюс разница в возрасте. Но он настаивал, чтобы я попробовал, и Коппелиус стал одним из моих любимых героев.
Ролан Пети что-то изменил в этой партии для вас?
Луиджи Бонино: Нет, ни одного движения. К тому же ему почти ничего не пришлось мне показывать. Еще не думая о том, что мне доведется быть Коппелиусом, я каждый спектакль с восхищением смотрел за тем, как танцует Пети. Я никогда не пытался скопировать Пети - это невозможно, потому что он был уникален. Но я знал все па его танца. А дальше мы работали уже над наполнением роли, ведь у Пети не так много движений, все дело в нюансах, в чувствах.
Как Ролан Пети работал над новыми балетами? Заранее придумывал какие-то движения, которые потом показывал артистам?
Луиджи Бонино: Никогда. Он приходил на репетицию, просил включить музыку, и танец рождался прямо на наших глазах. Конечно, он точно знал, чего ищет, но в работе всегда импровизировал. К примеру, пригласив на репетицию определенных артистов, мог подозвать кого-то из танцовщиков, просто проходивших мимо и заглянувших в студию, и задействовать его наравне со всеми. Неожиданности пробуждали его неистощимую фантазию.
Ролан часто говорил, что мы создаем танец вместе. Он по-настоящему любил танцовщиков, и не только солистов, но и кордебалет. Иногда он давал артистам возможность придумать что-то самим, а потом фиксировал понравившиеся фрагменты. И добивался не простого повторения движений, а их эмоционального наполнения.
Насколько легко включились в такую работу русские артисты?
Луиджи Бонино: Они испытывают те же трудности, что и в любом другом театре, в котором не шли до этого балеты Ролана Пети. Дело в том, что ему присуща совершенно особая техника, которая отличает его от любого другого хореографа. В классическом балете тело танцовщика словно раскрывается: у Ролана Пети движение часто направлено внутрь. То же касается умения слышать музыку. Как правило, в балете на сильную долю идет движение вверх, прыжок. Здесь же очень часто акцент делается на движении вниз. Это меняет очень многое. Так, осваивая движения, танцовщики проникают в мир Ролана Пети.
Вы помогали Ролану Пети ставить "Коппелию" во многих странах мира. Естественно, вы ничего не меняете в хореографии и воспроизводите ее такой, какой вам ее передал автор балета. А часто ли он сам менял что-то в своих старых постановках?
Луиджи Бонино: Никогда. "Кармен" остается неизменной с момента премьеры, которая состоялась в 1949 году. "Юноша и смерть" - с 1946 года. То же самое можно сказать и про "Коппелию".
А как же "Пиковая дама", которую Ролан Пети переработал для Большого театра?
Луиджи Бонино: Это был по сути дела новый спектакль. Старая "Пиковая дама" была поставлена для Барышникова много лет назад. Работая с Николаем Цискаридзе, Пети начал все с нуля: взял другую музыку, поставил новую хореографию. Прежним остался только сюжет. Так что в Москве будет идти именно та "Коппелия", которую Ролан Пети поставил в 1975 году.