Корреспонденты "РГ" проверили доступность электронных госуслуг

Региональные и муниципальные чиновники более не вправе требовать от заявителя представлять документы и информацию, находящиеся в распоряжении других ведомств.

Иными словами, заново собирать справки, которые однажды уже предоставлялись в любой госорган, теперь не придется: чиновники обязаны найти их самостоятельно, в своих электронных базах данных. Причем срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать пяти рабочих дней со дня поступления запроса. Так в теории. А что на практике?

Плавный переход

Переход на получение госуслуг в электронном виде прошел в Орловской области почти незаметно. Местные власти подготовились загодя. Большинство муниципальных услуг заранее перевели в электронный вид, было отработано межведомственное взаимодействие.

Сотрудники различных ведомств, включая чиновников, прошли обучение. Уже более года в регионе действует Многофункциональный центр по оказанию государственных и муниципальных услуг, обслуживший свыше ста тысяч посетителей. Опыт электронного взаимодействия граждан и ведомств в регионе накоплен немалый.

С 1 июля действующая в регионе система "электронного правительства" просто расширила свои возможности. Чтобы воспользоваться ими, надо зарегистрироваться на портале госуслуг.

- Процедура регистрации проста, - рассказал зампред правительства области Антон Лавренюк. - Для получения доступа следует создать учетную запись через Интернет или инфомат, указав паспортные данные, страховой номер индивидуального лицевого счета и ИНН. При заполнении анкеты пользователь сам выбирает, какой способ получения кода авторизации на портале для него удобнее: заказным письмом или в пункте выдачи кодов активации, куда нужно прийти с паспортом и страховым свидетельством обязательного пенсионного страхования.

Выдача кода активации бесплатна, однако за другие услуги придется заплатить. Так, выпуск электронной цифровой подписи с предоставлением USB-носителя стоит 660 рублей. Для юрлиц регистрация и выпуск сертификата ключа электронной цифровой подписи без предоставления USB-носителя стоит 297 рублей, с предоставлением - 763. Все это можно оформить в Центре обслуживания клиентов, открытом в Орле. Там же дадут консультацию о том, как работать в "личном кабинете" на портале госуслуг и как пользоваться электронной подписью.

- Одна из главных задач - это обеспечение безопасности персональных данных граждан, - рассказал директор орловского филиала телекоммуникационной компании Юрий Солдатенков. - Мы работаем по лицензии, выданной ФСБ. К оборудованию для выдачи кодов активации доступа применяются строгие требования. В частности, используется специальное шифрующее оборудование, а компьютеры установлены в отдельном охраняемом помещении.

Одним из первых в регионе на портале зарегистрировался губернатор Александр Козлов. В конце июня ему выдали электронную цифровую подпись и активировали его учетную запись на портале, после чего глава региона призвал жителей последовать его примеру. В первых рядах, по его словам, должны идти чиновники. Им дана настоятельная рекомендация не только самим зарегистрироваться на портале, но и, что называется, его разрекламировать.

Кроме того, в регионе началась установка сети инфоматов, внешне напоминающих платежные терминалы. Согласно планам, всего региональная сеть должна насчитывать 700-800 инфоматов. Их появление особенно актуально для жителей районов. Ведь, по статистике, широкополосный доступ в Интернет есть пока лишь у 11 процентов жителей региона. Поэтому услуги инфоматов наверняка будут востребованы.

Ждут стандартов

В Смоленской области в электронном виде оказывается 34 государственные услуги из 56, которые в соответствии с постановлением правительства должны быть "оцифрованы" до 1 января 2014 года (еще 15 будут "сданы в эксплуатацию" до конца года). В отдельных случаях воспользоваться ими могут лишь некоторые категории граждан - например, запись на прием к врачу пока реализована лишь в Смоленске и только в детских лечебных учреждениях, и эту услугу еще предстоит растиражировать на всю систему здравоохранения.

Самой популярной в областном центре оказалась запись ребенка в детский сад, большой интерес вызывают сайты общеобразовательных школ, водители активно пользуются возможностью подать заявление на замену номерных знаков.

Молодоженам нравится возможность подать через Интернет заявление на бракосочетание, и это, кстати, уже помогло решить одну неприятную проблему. На протяжении долгих лет 1 апреля с 6 часов утра под дверями ЗАГСа образовывалась огромная очередь - молодые люди, намеренные сочетаться браком в летние месяцы, старались записаться на нужный день.

Теперь ситуация изменилась: электронную заявку можно направить начиная с 0 часов 1 апреля и нет никакой необходимости толкаться под дверями госучреждения.

- На сегодняшний день в регионе насчитывается 172 государственные услуги, 86 из них требуют взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти и организаций, - рассказал заместитель губернатора Смоленской области Петр Лопашинов. - Его налаживание требует решения огромного количества технических проблем, и далеко не все из них удалось решить к сегодняшнему дню. Но это не значит, что закон вступил в силу с какими-то оговорками! Если нет возможности обменяться нужной информацией в электронном виде, чиновники обязаны получить ее на бумаге и оказать гражданину услугу в установленные сроки.

Стандарт обмена информацией устанавливают федеральные органы власти, и на сегодняшний день он разработан далеко не на все государственные услуги. А без него в регионах пока не имеют возможности обращаться к базам данных целого ряда ключевых ведомств. За первую неделю работы по новым правилам, по словам вице-губернатора Лопашинова, образовался массив в полторы тысячи запросов, которые невозможно направить обладателям нужной базы данных в электронном виде.

- Если честно, спасает пока то, что граждане не знают, что приносить справки больше не нужно, - признает Петр Лопашинов. - По готовности к межведомственному взаимодействию область занимает 31 место в стране. На сегодняшний день из 43 запросов, которыми мы должны обмениваться с федеральными ведомствами, в электронный вид переведены восемь, к 1 августа их будет 36. Остальное будет зависеть от того, когда появятся стандарты обмена информацией.

Притормозили

Несмотря на репутацию первопроходца в области развития интернет-технологий Тверская область сегодня находится на той же "точке развития", что и год назад. Многофункциональные центры по оказанию госуслуг в электронном виде открыты лишь в четырех из 36 муниципальных районов - Вышневолоцком, Жарковском, Западнодвинском и Нелидовском. Примерно через месяц МФЦ откроется в Сандовском районе, но общей картины он, понятно, не изменит.

- Проблема - в деньгах и невозможности выдержать стандарты, - говорит "РГ" замдиректора по правовым вопросам головного учреждения - ГАУ "МФЦ" - Дмитрий Иванов. - По закону муниципальные МФЦ должны создаваться на условиях софинансирования. Некоторым районным бюджетам эти расходы не по силам. Но это полбеды. Помещение под такой центр должно соответствовать определенным государственным требованиям: общая площадь не менее 200 квадратных метров, находиться в пяти минутах ходьбы от остановки общественного транспорта. Зачастую соответствующих свободных помещений просто нет.

Тем не менее работа по исполнению законодательства об электронном правительстве продолжается. В существующих муниципальных центрах созданы нормальные условия для граждан. В некоторых сельских поселениях созданы удаленные рабочие места.

Также действуют мобильные группы регионального МФЦ: его сотрудники объезжают населенные пункты и работают с гражданами "на дому". В общем и целом региональный МФЦ сейчас оказывает в электронном виде 60 госуслуг.

Напомним, что к 2015 году в электронный вид должно быть переведено не менее 90 процентов госуслуг. А пока, за исключением четырех районов-счастливчиков, похвастать нечем даже Твери.

На вопрос: "Что сделано в городе для формирования инфраструктуры оказания услуг в электронном виде?" - чиновники местной администрации отвечают: "Утверждены технологические карты межведомственного взаимодействия. Определены ответственные в структурных подразделениях администрации города Твери за взаимодействие с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги. Все эти сотрудники подключены к информационной системе администрации города и к сети Интернет. Негусто.

Жалоб на чиновников, "футболящих" граждан, пока нет. Там, где инфраструктура есть, она работает как часы. Там, где ее нет, жалобы возможны только на отсутствие возможности заказать госуслугу по Интернету.

Справка "РГ"

С 1 июля 2012 года чиновники больше не могут требовать у граждан всевозможные справки, если нужная информация имеется в ведомственных базах данных органов государственной власти и местного самоуправления, различных фондов и так далее. Благодаря системе межведомственного электронного взаимодействия чиновник одного ведомства имеет возможность быстро направить запрос в любое другое и получить нужную информацию. Гражданин, которому требуется какая-либо услуга, приходит в соответствующее учреждение или многофункциональный центр, имея с собой только нужные в данном случае документы личного пользования (всего их 19, список установлен федеральным законодательством), и пишет заявление. Всю остальную информацию чиновники (сотрудники МФЦ) собирают самостоятельно.