Корреспонденты "СОЮЗа" побывали в гостях у белорусских шаповалов

Вспомнив мудрую поговорку "готовь сани летом", корреспонденты "СОЮЗа" отправились в Дрибинский район Могилевщины. К шаповалам. Обувь из овечьей шерсти стала визитной карточкой этого региона. Там живут и трудятся около 30 хранителей самобытного ремесла, которое скоро, вполне возможно, станет знаменитым на весь мир. Традиции валяния валенок и шапок может пополнить Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. На дворе июль, плюс 25, но обувь, как и сани, готовить уже самое время. Мы на денек напросились в ученики к известному мастеру своего дела Владимиру Осиповскому.

В избе-шаповальне, устроенной в Дрибинском историко-этнографическом музее - экспонаты на стенах как наглядные пособия, - валенки самых разных размеров, расшитые национальными узорами, шапки-"брыли" и магерки, рукавицы и перчатки...

- Вот сейчас и я сваляю себе на зиму пару, - делюсь вслух своими планами и... ловлю недоуменный взгляд учителя. Оказывается, за те пять часов, которые остались у нас до отправления автобуса на Минск, не выполнишь и третью часть работы. Так что... Пришлось сдать билеты. Скрупулезный процесс, включающий в себя не менее тридцати операций, у профессионалов растягивается на несколько дней. Что ж, не будем терять ни минуты. Надеваем фартуки (овечья шерсть имеет свойство приставать к одежде) - и за работу.

От Беларуси в Список всемирного наследия ЮНЕСКО вошли Беловежская Пуща, Мирский и Несвижский замки и геодезическая Дуга в Струве. А в Список нематериального культурного наследия человечества в 2009 году был включен и традиционный народный праздник в деревне Семежово Копыльского района "Цари"

Основа валенок - шерсть овец романовской породы летней и осенней стрижки. На женские валенки уходит около 800 граммов, на мужские - 1,2 кг. И никаких химикатов и кислоты, лишь горячая вода.

- Валенок валяется только один раз, - предупреждает меня Владимир Осиповский. - Переделать некачественную работу невозможно. Ошибешься - только шерсть испортишь. А она нынче очень дорогая. За килограмм вынь да положь почти двадцать долларов. А шерсти хватит лишь для пары детских валенок 23 размера...

Теперь понятно, почему мне доверили выполнить всего-то несколько несложных операций. Например, выложить плястрик - сваленную овечью шерсть - дополнительными слоями. Клочья шерсти в моих руках превращаются в тонкую, почти прозрачную "паутинку". Положишь на руки - греет, держит тепло. Слой за слоем - и появляется обувка. Но надеть ее пока нельзя - после "водных процедур" она ужмется минимум наполовину.

Каждая операция имеет собственное название - "заворотка", "отбивка". Вот шаповал Осиповский вкладывает между двумя слоями будущего голенища "душу" - небольшой целлофановый пакет, чтобы стенки валенка не слиплись. Затем мы опускаем заготовку в кипяток и целый час мнем будущий валенок в горячей воде. Ох, нелегкая это работа... А потом ничего, привыкаешь. Говорят, даже кожа омолаживается. А еще согревает мысль, что труд будет хорошо оплачен. Такую обувь на рынках в соседних районах расхватывают враз. Красная цена самобытному белорусскому хенд-мэйду - 50-60 долларов.

- Многие, конечно, удивляются, мол, слишком дорого. Но свою работу я оцениваю именно в такую сумму, - говорит мастер. - Ведь только чтобы вычесать шерсть, приходится ехать чуть ли не через всю страну - на северо-запад Беларуси, в Верхнедвинский район. Там есть специальная техника. И за качество отвечаю. Мои валенки не протрутся через неделю, да и по размеру точно подогнаны. Кстати, сейчас покажу, как это делается.

Здесь действительно все нужно выверить. И даже тогда, когда мне казалось, что валенки уже давно стали "близнецами", Владимир Станиславович то и дело обращал внимание на мельчайшие несоответствия. Потрясающая точность.

- Кто вас всем этим премудростям научил? - спрашиваю шаповала.

- У меня мама знаток ремесла, а глядя на ее работу, и я научился. Раньше в нашей деревне Покутье через дом валенки валяли. Теперь молодежь другое интересует. Хотя мальчишек в группе я обучаю, навыки передаю.

Что касается возникновения шаповальства на Могилевщине, историки рассказывают две версии. Согласно первой, валяльному ремеслу белорусские крестьяне научились в Нижегородской губернии, куда их отправил владелец имения Антон Тихоновецкий. По другой - поскольку в регионе были бедные почвы, это содействовало овцеводству, а затем и шаповальству. Ремесленники разговаривали между собой на собственном "сленге" - "катрушницком лемезене". Словарь дрибинских шаповалов включает в себя 915 слов! Понять их речь непосвященным невозможно. Этим языком шаповалы пользовались, чтобы не выдать секретов мастерства, а также оценить гостеприимство хозяев. Если хозяйка встречала плохо, то и валенки делали соответствующие...

...Сотрудники музея назвали мне такую интересную цифру: мастерство дрибинских шаповалов привлекло в прошлом году 8 тысяч туристов - в три раза больше, чем все население этого райцентра. Так что здешние мастера за свое ремесло могут быть спокойны - их самобытные валенки не выйдут из моды.