На Орловщине обсудили, что принесет аграриям членство в ВТО

В Орловской области обсудили перспективы развития регионального АПК после вступления России в ВТО. Представители областного правительства, сельхозпроизводители и ученые сошлись в одном: что бы ни принесло вступление страны в ВТО, без господдержки аграриям не выжить - по крайней мере в ближайшие годы.

Максимум выгоды

Сегодня в областном правительстве разрабатывается программа развития сельского хозяйства, рассчитанная до 2020 года. Местные власти хотят войти с нею в федеральную программу, которую готовит минсельхоз.

- Я помню, в каких муках рождалась первая федеральная программа, - рассказал Александр Козлов, до 2009 года работавший замминистра сельского хозяйства. - Долгие годы вложенные усилия и средства пропадали без эффекта. Важно, что ситуация изменилась, а развитие АПК стало одним из приоритетов власти. Определился новый вектор движения, подкрепленный финансовыми вливаниями и достижениями аграрной науки.

Губернатор напомнил, что в 2000-е годы в стране впервые был внедрен механизм льготирования и субсидирования АПК, помогший многим хозяйствам не только выжить, но и модернизировать производство. Однако жизнь не стоит на месте, и система господдержки также нуждается в модернизации. Недавно правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму пакет законопроектов, предусматривающих введение новых видов господдержки. В них говорится о готовности государства компенсировать аграриям до 35 процентов средств, затраченных ими на модернизацию производства, в том числе на закупку оборудования и техники. На эти цели в федеральном бюджете 2013 года предлагается заложить 14 миллиардов рублей, а в бюджетах 2014 и 2015 годов - 42 миллиарда. До 2016-го предлагается ввести нулевую налоговую ставку на прибыль для сельхозпроизводителей, а субсидии и гранты аграриев освободить от уплаты подоходного налога.

- Импорт племенного скота, яиц, семени и эмбрионов животных не будет облагаться НДС, а фермеры получат землю невостребованного фонда в аренду без торгов, - пояснил Александр Козлов. - Уверен, что Россия получит возможность вести полноправные переговоры о поставках продукции на рынки стран ВТО и вернет себе статус крупного экспортера.

Стимул для курятника

Один из шагов, которые намерены сделать региональные власти, - уточнить целевые индикаторы долгосрочных программ. Просчитать экономику так, чтобы планируемые показатели были максимально приближены к реальным, подсчитать все буквально до зернышка или литра молока. Ранее действовавшие программы были основаны на теоретических прогнозах и не всегда верно учитывали риски. Не случайно "кризисные годы" заметно их скорректировали.

- Несколько лет назад мы начали строить завод по убою свиней и переработке мяса, - привела пример гендиректор селекционно-гибридного центра (СГЦ) кандидат экономических наук Елена Климова. - В 2008 году были вынуждены его приостановить. Банки отказывались кредитовать либо предлагали невыгодные условия. Теперь проект "разморожен", но за три прошедших года появились новые технологии. Проект пришлось корректировать.

По словам Елены Климовой, на полную мощность завод заработает в будущем году, а осенью текущего в тестовом режиме планируется запустить убойный цех и цех по первичной переработке. Сам же СГЦ готовится стать участником недавно принятой в регионе программы развития селекционно-гибридных центров по разведению свиней. Объем ее финансирования станет рекордным для региона - более 5,4 миллиарда рублей.

- Мы тоже готовимся к вступлению страны в ВТО, - говорит Елена Климова. - Есть шанс, что с 2015 года в Россию будет "заходить" до 80 процентов готовой мясной продукции, как это было до 1998 года. Для потребителя это хорошо потому, что цены должны снизиться. Но отечественным предприятиям придется бороться за снижение себестоимости.

Ранее действовавшие программы были основаны на теоретических прогнозах и не всегда учитывали риски

По мнению Климовой, далеко не везде климатические условия позволят снизить себестоимость до конкурентоспособного уровня. Поэтому, вероятно, выживут не все. Одним же из решающих факторов станет модернизация производства. Однако и это еще не все. Можно выпускать качественную и недорогую продукцию, но без налаженного рынка сбыта продать ее не удастся.

- У нас есть птицефабрика, используем собственные корма, но производство не развиваем, так как нет сбыта, - говорит гендиректор агрохолдинга Сергей Будагов. - Орловская область двадцать лет словно "пробыла в плену". Было много привозной дешевой продукции, потому что в других регионах действовала более мощная господдержка. Это привело к тому, что внутри области мы еще выдерживаем конкуренцию, а продавать продукцию в других регионах для нас нерентабельно.

По словам Сергея Будагова, у Орловщины есть хороший потенциал для развития птицеводства. Местные предприятия способны обеспечить себя дешевыми, но высокопродуктивными кормами. Однако пока нет налаженного рынка сбыта, а снизить себестоимость продукции не удается. Отчасти из-за того, что ставка делается на дорогую натуральную продукцию. И если ничего не изменится, то орловскому птицепрому выдержать конкуренцию с иностранным производителем после вступления в ВТО будет крайне сложно.

Меняем лопату на трактор

Подобные проблемы испытывает и еще одна "уязвимая" отрасль - картофеле- и овощеводство. Большую часть такой продукции "под лопату" выращивают владельцы личных подсобных хозяйств, а не сельхозпредприятия. Подсчитано, что около 90 процентов площадей под картофель расположены в "индивидуальном секторе". А в сельхозпредприятиях износ техники и перерабатывающего оборудования превышает 80 процентов.

- Без высокопроизводительной техники в картофелеводстве не обойтись, - считает фермер Владимир Стебаков. - Когда мы приобрели иностранный трактор, то поняли, что механизатора на "старую телегу" уже не посадишь. Пришлось брать кредиты и закупать оборудование. Но техника - не главное. Требуется качественный семенной материал, а его у нас в стране не хватает. Наше хозяйство, например, в этом году семена картофеля приобрело в Голландии.

Это мнение не разделяет экс-декан факультета аграрного университета, а ныне гендиректор крупнейшего в регионе картофелеводческого предприятия Борис Вороничев. По его словам, отечественные сорта картофеля по характеристикам не уступают импортным и более приспособлены к местным климатическим условиям. Единственная же проблема заключается в отсутствии товарного семеноводства в необходимых объемах.

- Мы хотим превратить Орловщину в "картофельную столицу" страны, - говорит Борис Вороничев. - Ставку намерены делать именно на отечественные сорта, так как они генетически ориентированы на нашего потребителя. Кроме того, мы пошли по пути внедрения инновационных разработок. Ведь к качеству такой продукции предъявляются повышенные требования, поскольку в России картофель - второй хлеб.

Если крупные овощеводческие предприятия, которых в регионе пока немного, в преддверии вступления страны в ВТО чувствуют себя относительно спокойно, то о фермерах этого не скажешь. Например, тот же Владимир Стебаков, по его признанию, делает ставку на ранние сорта картофеля. Иначе конкуренцию ему не выдержать. Ранний картофель идет по более высокой цене при тех же затратах. Такой вот экономический ход.

Свой ход сделали и власти. Недавно в регионе утвердили долгосрочную программу развития картофеле- и овощеводства. Объем ее финансирования превысит 1,2 миллиарда рублей. Примерно четверть этой суммы выделит консолидированный бюджет, остальное - кредитные средства и средства инвесторов. Аграриям обещают субсидии - бюджет компенсирует им часть затрат на строительство систем орошения, закупку дождевальных машин и насосных станций и другое.