15.07.2012 23:34
    Поделиться

    Павел Басинский: Фестиваль "Сад гениев" был настоящим "пиром духа"

    Не знаю, как вы, а я люблю летние фестивали! Есть в них, с одной стороны, что-то необязательное, легкомысленное, а с другой - дерзкое и вызывающее.

    Ведь, согласитесь, устраивать культурное мероприятие летом, когда в голове у народа что угодно, от дачи в Малаховке до Турции с Египтом, но только не желание пополнить свой культурный багаж, на это еще надо решиться.

    Например, Московский летний книжный фестиваль в ЦДХ, который организует Борис Куприянов. Я бродил вдоль его книжных рядов в уверенности, что ничего здесь не приобрету, потому что все самое главное из книг появляется у нас "в сезон", осенью, на Московской международной книжной ярмарке на ВВЦ. И я почти не ошибся.

    Побывать в "Саду гениев" - это круто, это - модно!

    На летнем книжном фестивале царствуют не книги, а виниловые пластинки. Говорят, сейчас это очень модно. Большой поклонник музыки писатель Герман Садулаев как-то сокрушенно рассказывал, как дорого приобрести "приличную" аппаратуру для прослушивания "винила", а пора, давно пора приобрести, потому что слушать музыку в электронном формате уже невозможно, это уже не музыка, это уже черт знает что!

    Я ничего не понимаю в "виниле", но в книгах кое-что понимаю. Поэтому когда я увидел на книжном развале в ЦДХ скромненький желтенький "супер" книги М. В. Муратова "Л. Н. Толстой и В. Г. Чертков по их переписке" (М., 1934), то воскликнул чуть ли не вслух, как Жорж Милославский в кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию": "Это я удачно сюда зашел!" Потому что эта книга - единственная биография В. Г. Черткова на сегодняшний день - большая библиографическая редкость. Настолько большая редкость, что ее даже переиздали, правда, увы, не у нас, а в США, в издательстве Hermitage Publishers. Однако одно дело переиздание, так сказать, "новодел", и совсем другое книга, которую держал в руках Владимир Чертков, потому что она вышла за два года до его смерти. Он держал в руках свою биографию в то время, когда от него отвернулись все главные "толстовцы", когда он остался в полном одиночестве. А ведь что бы ни говорили о нем, но то, что он сделал для издания и популяризации позднего Толстого, просто неоценимо.

    И вот эта редчайшая книга на летнем фестивале в ЦДХ была мною приобретена за 500 руб. Это дорого или дешево? Как вам сказать. Новый роман одного современного прозаика на том же фестивале стоил 600 рублей...

    На летнем книжном фестивале царствуют не книги, а виниловые пластинки

    Вот это я и имел в виду, когда говорил, что летние фестивали ужасно необязательная и легкомысленная вещь! Но именно за это-то они мне и ужасно нравятся.

    Согласитесь, что страна, где люди летом набиваются в зал слушать лекции, страна не только с большим прошлым, но с не менее большим будущим.

    Окончательно я понял это в середине июля на летнем фестивале "Сад гениев", который ежегодно проводится в музее-усадьбе Ясная Поляна. Инициатором фестиваля был директор Ясной Поляны Владимир Толстой, а его куратором является его помощница Юлия Вронская. Идея фестиваля в том, что тематически он вращается вокруг семи великих имен: Данте, Сервантеса, Шекспира, Гете, Гюго, Толстого и Джойса. Эта "великолепная семерка" как бы представляет мировую литературную культуру в ее золотом сечении. Соответственно в центре внимания семь великих литературных "держав": Италия, Испания, Англия, Германия, Франция, Россия и Ирландия. Особенно чудесно присутствие здесь Ирландии с Джойсом! Есть такая шутка: в доме каждого уважающего себя ирландца обязательно находятся две книги, которые ни один ирландец не открывает за всю свою жизнь. Библия и "Улисс" Джойса.

    А теперь вообразите себе удивительную картину маслом. Каждый год в июле в бывшее имение графа Льва Толстого приезжает множество иностранцев. Они читают стихи на родных языках, устраивают свои фотовыставки, ставят спектакли, показывают кино. Одновременно они слушают стихи наших поэтов, смотрят наши картины и спектакли. Весь этот поразительный Вавилон происходит на разных площадках, но главным образом на открытой сцене, прямо на поляне, перед домом Толстого.

    Людей из Тулы и ближнего к усадьбе микрорайона Щекина привозят и увозят специальными автобусами, потому что действа затягиваются порой до полуночи. Но если вы думаете, что этих людей специально кто-то отправляет на "культурное мероприятие", то вы ошибаетесь. На эти мероприятия еще нужно достать билет, потому что желающих посмотреть спектакли на английском или немецком языке очень много. Молодежи - море! Это самое поразительное, что возрастной состав желающих погулять в "Саду гениев" поразительно молод. Ведь побывать в "Саду" - это круто, это модно! Парни ведут своих девушек, и надо видеть, сколько важности и серьезности разлито на этих молодых лицах.

    В этом году уже третий по счету "Сад гениев" открылся показом фильма "Фауст" и творческой встречей с режиссером Александром Сокуровым. В последующие дни арт-фестиваля были показаны семь представлений, основанных на сюжетах классической литературы. Это и вполне традиционные отрывки из пьес Шекспира от актеров театра Shakespeare Aloud!, и немецкий моноспектакль, действие которого разворачивается вокруг почти криминального сюжета захоронения Фридриха Шиллера, и веселые "Песни дублинцев" от ирландского дуэта The Shannon Collins, и музыкальная интерпретация "Божественной комедии" для пианино и тенор-саксофона. Толстой был представлен отрывками из "Крейцеровой сонаты" в исполнении актеров театра "Сатирикон" Агриппины Стекловой и Владимира Большова.

    Замечательный искусствовед, заместитель директора ГМИИ им. А. С. Пушкина Андрей Толстой в переполненном зале Дворца культуры близ Ясной Поляны прочел лекцию о Сальвадоре Дали как книжном иллюстраторе мировой классики. Лично я с изумлением открыл для себя совсем другого Дали. Директор Государственной библиотеки иностранной литературы Екатерина Гениева прочитала лекцию о Дж. Джойсе...

    Фестиваль длился пять дней, и это без всяких шуток был настоящий пир духа.

    Поделиться