В липецких судах начали работать медиаторы

Каждую вторую семью можно было бы сохранить, если бы со ссорящимися супругами предварительно работали медиаторы. Но, как отмечают эксперты, медиация на нашей почве приживается весьма слабо. Почему?

На Западе к процедуре медиации - досудебного урегулирования споров с участием посредника прибегают едва ли не чаще, чем обращаются в суды. Так, по данным немецких юристов, медиация ежегодно освобождает суды Германии от 30 до 60 процентов дел. В США без медиаторов в сфере экономики, политики, бизнеса не проходит ни один серьезный переговорный процесс. В России процедура медиации стала возможна год назад. Она должна разгрузить суды, удешевить судебные процессы, а попутно и создать новые рабочие места.

- По большому счету в урегулирование семейных споров должны вмешиваться не судьи, а медиаторы, - считает заместитель председателя Советского суда Липецка Ирина Бенсман.
Однако в полную силу "практика цивилизованных переговоров" в России пока не заработала.

Главная проблема, по мнению специалистов, - в недостатке информации как о самих медиаторах, так и об их деятельности.

- Пока граждане не очень охотно соглашаются на процедуру медиации, - рассказал "РГ" профессиональный медиатор Виктор Панарин. - Прежде всего потому, что не все знают, что это такое. В то же время медиация - это эффективный, быстрый и мирный способ разрешения конфликтов, который не только позволяет соблюсти интересы сторон, но и помогает им сохранить добрые отношения в будущем. Процедура медиации не ставит целью рассудить обе стороны, решить кто прав, а кто виноват. Медиатор помогает людям наладить между собой диалог и услышать друг друга. И самим выработать решение по существу спора.

- Уговаривать обратившихся в суд пройти сначала процедуру медиации мы не вправе, - рассказывает судья Советского суда Липецка Нигяр Зайцева. - Но разъясняем, что это такое. В итоге с момента вступления в силу Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника" в четырех случаях стороны согласились пройти процедуру медиации. В основном это были трудовые и семейные споры. И хотя они не закончились абсолютным перемирием, истцы с ответчиками стали лучше понимать друг друга, скорректировали свои требования.

Существенный плюс процедуры медиации - ее конфиденциальность. Этого в связи с публичностью судов так не хватает известным людям или компаниям.

Судьи также отмечают, что каким бы грамотным ни было их решение, оно не может устроить обе стороны. И затем нередко встает вопрос его исполнения. Например, по таким спорам о взыскании задолженности суд хоть и может принять решение в пользу истца, но не факт, что решение не окажется только на бумаге. То есть гражданин может легко доказать, что дал деньги в долг (есть расписка о займе денег, показания свидетелей), но не всегда легко их получить обратно. Если же граждане добровольно сели за стол переговоров, то им проще найти решение.

Кадры - еще одна проблема института медиации. Закон не предъявляет к медиаторам слишком высоких требований. Им может быть любой гражданин, достигший 25 лет, несудимый и имеющий высшее образование, причем необязательно юридическое. Но очередей из желающих попробовать себя в качестве медиаторов не выстраивается.

В Липецке курсы медиаторов прошло немало людей, но работать остались единицы. Так, в городе сегодня действует трое медиаторов, еще один оказывает подобные услуги в Ельце. И хотя расценки у них давно утверждены (средняя стоимость процедуры медиации в Липецке - пять тысяч рублей, при этом сумма делится поровну между всеми сторонами), сейчас им приходится оказывать свои услуги бесплатно. До тех пор, пока население не приучится к урегулированию споров с помощью посредников. А работать на чистом энтузиазме согласны немногие. Например, Виктор Панарин решил стать медиатором исключительно из профессионального интереса. Эта тема близка его основной деятельности - он работает преподавателем юридического факультета МГТА. Но таких, как он, немного.

На Западе процедура медиации - относительно недорогой способ урегулирования споров. Там судебные издержки (госпошлины, расходы на адвокатов) гораздо дороже, нежели услуги медиаторов. В России размеры государственных пошлин в судопроизводстве сравнительно низкие. В большинстве случаев граждане, обращаясь в суд, заранее уверены в своей правоте, а все расходы по обеспечению судебного процесса по закону несет проигравший. Если же граждане решили прибегнуть к процедуре медиации после обращения в суд, то наряду с платой за услуги медиатору оплачивается и госпошлина. При этом ни один медиатор не гарантирует положительный исход дела и не исключает, что сторонам придется заново обращаться в суды. Вот и получается,что немногие в такой ситуации согласны расстаться с деньгами. Тем не менее зачастую в судах спорщики несут более значительные расходы.

- Здесь можно рассмотреть возможность возврата госпошлины, если стороны согласились пройти процедуру медиации после того, как было подано заявление в суд, но до того, как началось его рассмотрение, - предлагает Ирина Бенсман. - Также немаловажно, если офисы медиаторов будут находиться в судах или поблизости. Чтобы гражданам, согласным на процедуру медиации, не приходилось долго разыскивать их. Да и судьи должны проявлять больше интереса к альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника - наладить разъяснительную работу с гражданами. В ближайшее время мы планируем начать активную работу в этом направлении с мировыми судьями, поскольку категория дел, к которым может быть применена процедура медиации, наиболее близка мировым судам.

Справка "РГ"

Медиация - внесудебный способ урегулирования гражданско-правового конфликта, при котором стороны добровольно обращаются к третьему лицу за посредничеством. Процедура медиации применяется по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений. Медиатор не может разрешить споры, затрагивающие публичные интересы или законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации. Медиация также не применима к налоговому и уголовному законодательству. При этом в семейных спорах, по мнению судей, процедура медиации просто незаменима.