19.07.2012 10:35
    Поделиться

    Башвоенкомат создаст сайт для общения с призывниками

    Итоги весеннего призыва вселяют в военных оптимизм
    В этом году из Башкортостана отправились служить уже около 6400 новобранцев.

    Военный комиссар республики Анатолий Балтинский в беседе с корреспондентом "РГ" рассказал о проблемах современной армии и ново-введениях, которые должны преобразить вооруженные силы страны.

    Российская газета: Количество новобранцев на военную службу в этом году снизилось. Связано ли это с ростом числа контрактников? Или причина кроется в демографической ситуации?

    Анатолий Балтинский: Важно помнить, что призвать и отправить на комплектование воинских частей - это разные цифры. У нас через призывные комиссии весной этого года должно было пройти порядка 29 тысяч граждан, подлежащих призыву. Из них более 25 тысяч уже прошли. Принято решение о призыве 6,5 тысячи ребят. Согласно же заданию генштаба служить направлено около 6400 человек.

    В осенний призыв мы отправили около 12 тысяч юношей. Снижение этого показателя связано с целым рядом причин. Одна из главных - демографическая, ведь сейчас идут служить в основном ребята, родившиеся в середине 90-х годов, когда в стране наблюдалось общее падение рождаемости. Вторая причина связана с новым вектором развития нашего государства: армия должна быть более профессиональной. Анализ существующих угроз безопасности страны показывает, что уровень подготовки, который получают ребята за год срочной службы, явно недостаточен для грамотной эксплуатации сложной современной военной техники. Повышается роль каждого солдата и сержанта. В связи с этим можно с уверенностью прогнозировать: количество солдат, служащих по призыву, будет ежегодно снижаться, а число контрактников - расти.

    РГ: Много ли среди молодых людей желающих служить по контракту? И сколько контрактников уже поступили на службу в этом году?

    Балтинский: Желающих немало - в среднем по республике три-четыре человека на место, но далеко не все соответствуют высоким требованиям профессиональной армии. Сегодня нужны: во-первых, сержанты с техническим образованием, способные эксплуатировать современную военную технику. Вовторых, командиры с лидерскими способностями и образованием не ниже среднего.

    В прошлом году мы отправили на службу чуть больше тысячи контрактников. В этом же - пока только около 400 граждан. Это связано с тем, что лишь два месяца назад утвержден окончательный перечень должностей для такого рода солдат.

    РГ: Наши читатели утверждают, что сегодня очень сложно попасть на альтернативную службу. Каково ваше мнение?

    Балтинский: Просто желания пройти альтернативную службу недостаточно. Решение принимает призывная комиссия, в которую входят врачи, представители исполнительной власти, правоохранительных органов, некоммерческих организаций и другие специалисты, которые выясняют истинные мотивы человека уклониться от отправки в армию. Наиболее веские доводы - это твердые религиозные убеждения либо семейные обстоятельства, подтверждаемые документами.

    При этом альтернативная гражданская служба в республике не является популярной. Вероятно, из-за того, что срок ее службы - полтора года, а не год. 99 процентов граждан все же предпочитают исполнять свой долг перед Отечеством с оружием в руках, а не выносить "утки" в больнице.

    В этом году мы приняли решение направить на альтернативную службу только двух человек, а осенью их набралось с десяток, из которых семеро уже служат санитарами-мойщиками в медицинских учреждениях (психоневрологических интернатах и т.д.) за пределами республики. Для остальных место службы пока определяется.

    РГ: По каким причинам сегодня призывник имеет возможность остаться служить рядом с домом?

    Балтинский: Причины остались те же, что и в прошлом году: воспитание детей до 16 лет либо необходимость ухаживать за пожилыми и больными родителями. Тогда солдата по возможности направляют в часть вблизи места жительства. Хотя есть такие ребята, которые, даже имея право остаться в республике, просятся служить подальше от дома. Кстати, в последние недели нынешнего призыва среди будущих солдат даже конкурс образовался за возможность попасть в ту или иную часть. Многие не хотят оставаться на осень, чтобы не искать временную работу.

    РГ: По всей России активно заработала система "Электронное правительство". Коснется ли это армии?

    Балтинский: Армия не может быть вне государства. Например, в эти дни проходит централизованная отладка федерального реестра военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. С помощью него все они смогут в режиме онлайн отслеживать продвижение очереди.

    У военкомата сегодня нет даже сайта. Это связано с режимом секретности. К сожалению, мы не располагаем оборудованием и программным обеспечением, способным на высокий уровень защиты информации. Но мы нашли компромиссный вариант при содействии республиканского Министерства молодежной политики и спорта, которое готово предоставить свои интернет-ресурсы для размещения нашей информации и общения работников военкомата с призывниками, контрактниками и их близкими в режиме онлайн.

    РГ: Возможно, такой информационный прорыв поможет отчасти решить и проблему уклонения от призыва. Ведь она остается актуальной, не так ли?

    Балтинский: Да, есть такая проблема, однако ее острота год от года снижается. Сегодня невыгодно быть психически больным или обладателем иных недугов, позволяющих избежать военной службы. Лучше иметь военный билет с пометкой о прохождении воинской службы, чем запись в документах о психической неполноценности. Сегодня "уклонисты" предпочитают скрываться от призыва. У нас в республике более 300 таких граждан, на них заведены административные дела, и суды принимают решения о наказании - штрафе либо исправительных работах.

    РГ: Многие "уклонисты" скрываются из-за страха перед неуставными отношениями. Как вы считаете, сможет ли грядущее создание военной полиции искоренить их страх?

    Балтинский: За годы службы в ракетных частях я понял, что предпосылки для возникновения дедовщины есть прежде всего там, где работают слабые командиры, не способные организовать интенсивную боевую учебу и не владеющие обстановкой среди личного состава. Анализ инцидентов показывает, что практически всегда участники неуставных отношений приносят их в армию с "гражданки" - и нарушители, и пострадавшие. Переход армии на профессиональную основу и создание военной полиции, с моей точки зрения, помогут изжить дедовщину.

    РГ: Призывают ли сегодня на военную службу судимых граждан, которые зачастую и становятся главными нарушителями порядка в армии?

    Балтинский: Осужденные за тяжкие преступления однозначно служить не пойдут. Призыву подлежат лишь условно осужденные и те, у кого судимости погашены. Ведь нельзя ставить крест на человеке, который однажды оступился. Но на контрактную службу судимые не берутся вообще, желающих с чистыми анкетами и так хватает.

    Кстати

    Сегодня поступает немало нареканий на огромные очереди в военкоматах, появившиеся после их объединения. Действительно, на сегодняшний день уфимские военкоматы сильно загружены. Это последствия прошедшей оптимизации их работы. Из восьми комиссариатов в Уфе, к примеру, осталось лишь три. Башвоенкомат обратился к вышестоящему руководству с просьбой разрешить создать в Уфе еще один центральный военкомат. Кроме того, с 1 июля заработал Республиканский пункт набора на воинскую службу по контракту, который возьмет на себя координацию работы с контрактниками и хотя бы частично снимет нагрузку с военкоматов.

    Компетентно

    Роберт Зиангиров, председатель Республиканской военно-врачебной комиссии:

    - Сейчас к здоровью призывников более жесткие требования, чем раньше. Например, в 70-х годах о плоскостопии даже не слышали. А теперь при артрозе второй степени парень уже считается негодным к службе. В этом году этот диагноз подтвердился у четырех тысяч ребят. Костномышечные заболевания (сколиоз, плоскостопие и другие недуги) чаще всего становятся причиной отбраковки призывников на медкомиссии. Второе место занимают болезни психики и органов пищеварения. На третьем - заболевания нервной системы, глаз и придаточного аппарата.

    В этом году на сборных пунктах обнаружилось немало врачебных ошибок. Так, из 6400 ребят, контрольно освидетельствованных нынешней весной на призывном пункте, 80 человек оказались годны к службе, хотя их и не признали таковыми районные медкомиссии. И наоборот: 194 человека, которые уже морально готовились к армии и были признаны годными к службе в родных районах, вернулись с республиканского сборного пункта домой из-за различных заболеваний. Это связано с недостатком узких специалистов на селе.

    Во время весеннего призыва среди призывников также выявлено трое ВИЧ-инфицированных, четыре алкоголика, 11 наркоманов и 16 больных туберкулезом. Все они, конечно, остались на "гражданке".

    В целом после осмотра республиканской медкомиссии годными к воинской службе были признаны 68,8 процента призывников.

     

    Поделиться