Новости

24.07.2012 00:41
Рубрика: Экономика

Наш экспорт им не нужен

Менее одного процента российских предприятий отправляет свою продукцию за рубеж
Лишь 0,5% российских компаний - одна из каждых двухсот - отправляет свою продукцию на экспорт. Для сравнения: в Германии - одна из трех. Суммарный объем государственной поддержки экспорта в России составляет опять-таки 0,5% от аналогичной поддержки в Китае и 1% - от Германии. 67% российского экспорта - сырье, и только 5% - товары с высокой степенью переработки, 3% - супертехнологичные товары, из коих еще 90% - оружие и военная техника. В мировом высокотехнологичном экспорте российская доля не превышает 0,3-0,4%.

Такую статистику привели участники "круглого стола" "Приоритеты национальной предпринимательской инициативы по поддержке и продвижению экспорта. Дорожные карты", состоявшегося в Торгово-промышленной палате РФ. Вице-президент ТПП РФ Георгий Петров напомнил, что в ряду уже разработанных дорожных карт для разных отраслей третья посвящена поддержке экспорта, а четвертая - совершенствованию таможенного администрирования. Самое активное участие в разработке дорожной карты поддержки экспорта приняло Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). Агентство уже внедряет целую гамму финансовых инструментов под- держки экспорта, создавая гарантии для продвижения нашей машинотехнической продукции на мировой рынок.

Генеральный директор ЭКСАР Петр Фрадков раскрыл суть дорожной карты по поддержке экспорта, подробно остановившись на ее ключевых моментах. По его словам, главным здесь является новый формат взаимодействия бизнеса и власти: инициатором проектов выступает предпринимательское сообщество, а техническое воплощение на себя берут органы власти, что является инновационным подходом к развитию экспорта. Для преодоления негативных тенденций "дорожная карта" предлагает упростить фискальные процедуры, активизировать продвижение российских высокотехнологичных товаров на мировой рынок, развивать региональную инфраструктуру поддержки экспорта, ориентированную на малые и средние предприятия и "начинающих" экспортеров. Предлагается обеспечить системное взаимодействие торговых представительств по продвижению российского экспорта, увеличить объем высокотехнологического экспорта и число отечественных экспортеров ( до 10% от общего числа российских компаний к 2015 году и до 15% - к 2018-му) благодаря росту доли малых и средних предприятий, а также расширить ассортимент российского экспорта. Также к 2018 году в два раза намечено увеличить стоимость несырьевых поставок за рубеж.

В числе целевых проектов - формирование общенациональной системы поддержки экспорта. Несомненный "козырь" "дорожной карты": к 2015 году 15% экспортных поставок должны обеспечиваться государственной поддержкой и 20% - к 2018-му. В этом году на эти цели запланировано потратить 1,5 млрд руб. Далее карта предполагает разработку национальной экспортной стратегии, внедрение национальных стандартов оказания экспортных услуг, мониторинг их качества, усиление стратегического планирования и координацию ведомств. Также запланировано внедрить новые финансовые продукты, одновременно стимулируя кредитные организации применять новые инструменты кредитования экспортеров, развивать культуру экспорта благодаря расширению российской сети факторинговых, лизинговых, страховых и консалтинговых компаний. В ближайшей перспективе заработает единый портал внешне экономической информации, ориентированный на компании-экспортеры. Предполагается развить зарубежную товаропроводящую сеть, состоящую из торговых представительств России за рубежом и российских торговых домов. Отдельный проект представляет собой развитие элементов самоорганизации сообщества экспортеров, сообщил Петр Фрадков.

"Дорожную карту" по совершенствованию таможенного администрирования представила руководитель практики по таможенному праву и внешнеторговому регулированию компании "Пепеляев Групп" Галина Баландина. Этот сценарий требует внедрения института генеральной финансовой гарантии, разработки специальных условий банковской гарантии, совершенствования системы таможенного контроля, основанного на анализе рисков. "Контроль должен быть реально выборочным", - считает Галина Баландина. Следующие шаги: переход на электронный документооборот при совершении всех административных процедур, связанных с перемещением товаров через границу (как между бизнесом и таможней, так между таможней и иными контролирующими и надзирающими органами), развитие института таможенных представителей (брокеров), в том числе за счет предоставления ему права выступать финансовым поручителем за импортера и введения саморегулирования его деятельности.

Галина Баландина охарактеризовала поддержку экспорта как "непротиводействие экспортерам со стороны таможенных и прочих контролирующих органов". Пока же таможня не выпускает товар, если деньги уплачены, но еще не поступили на счет казначейства - вот для чего необходим институт финансовой гарантии. К тому же инспектор может усомниться, что пошлина уплачена верно, и потребовать с экспортера дополнительные документы: проверка может длиться 2 недели, а товар все это время пылится на складе. Хотя товар вполне можно выпустить под банковские гарантии, а документальный контроль провести постфактум.

Причиной такого "поведения" сотрудников ФТС Галина Баландина считает приоритет фискальной составляющей в оценке деятельности таможенников. "Слава курицы, несущей золотые яйца, не мотивирует ФТС на внедрение новых инструментов контроля, - сообщила она "РБГ", - хотя логичнее было бы оценивать эффективность таможни по объему теневого оборота импортных товаров на российском рынке".

На "круглом столе" спонтанно возник вопрос: кому живется веселей, вольготней на Руси: импортеру или экспортеру? Импортеру, пришли к выводу участники. И знаете почему? Потому что импорта в стоимостном выражении (да и в физическом тоже) гораздо меньше: 93,7 млрд долларов против 175,8 млрд за четыре первых месяца года. Более свежими данными таможенная статистика пока официально не располагает.

Экономика Бизнес
Добавьте RG.RU 
в избранные источники